Дата: 18.10.2018

Новые площади, улицы, метро: что обещали Екатеринбургу 50 лет назад

В Екатеринбурге не так давно приняли новый стратегический план, рассчитанный до 2035 года. Власти много чего обещают городу на ближайшие десятилетия. Кажется, эти обещания мы уже перестали воспринимать всерьез.

Тем интереснее посмотреть, что же обещали власти Екатеринбургу (тогда — Свердловску) 50 лет назад? Что сбылось? Что нет? А что из этого по-прежнему звучит из уст руководителей?

В наших руках оказался справочник «Улицы Свердловска», изданный в 1969 году. Его открывает предисловие тогдашнего главного архитектора города Владимира Пискунова, занимавшего этот пост с 1961 по 1973 годы. Эта статья — уникальный документ, который во многом объясняет, как Екатеринбург стал таким, каким знаем его мы.

Итак, прочитаем статью главного архитектора Свердловска.

Новые площади, улицы, метро: что обещали Екатеринбургу 50 лет назад

Компактность

В первой части статьи главный архитектор говорит о компактности Свердловска как отличительной черте города. Он настаивает на том, что эту черту надо сохранить, и что город не должен расти в размерах.

Новые площади, улицы, метро: что обещали Екатеринбургу 50 лет назад

То же самое, едва ли не слово в слово, говорят и наши современные чиновники. Они также призывают сохранять компактность города и не развивать его вширь. Как мы видим, это не их находка, а повторение тезисов пятидесятилетней давности.

Старая застройка

Еще одна перекличка советской эпохи и современности — это отношение властей к старой застройке города. 50 лет назад власти не испытывали никакого пиетета к старинным домам и усадьбам, приговорив их к уничтожению.

«Лишь как дань истории будут оставлены отдельные улицы или группы сооружений в один-два этажа, построенные во времена старого Екатеринбурга», — пишет Пискунов.

У нынешних чиновников отношение к старине примерно такое же. Следов старого Екатеринбурга/Свердловска становится все меньше, исторические кварталы активно застраиваются новыми зданиями. Под снос идут даже памятники архитектуры, не говоря уже о зданиях, не имеющих такого статуса.

Россельбан до Росселя

Любопытный момент: как об одной из важнейших задач Пискунов говорит о строительстве трассы между городом и аэропортом Кольцово.

«Магистраль прямая, как стрела, рассечет лесопарк северо-восточного жилого района Компрессорного, пройдет мимо Синих камней по западной окраине вновь возводимого микрорайона Комсомольского и соединится с улицей Малышева», — обещает Пискунов.

Новые площади, улицы, метро: что обещали Екатеринбургу 50 лет назад

Сегодня Кольцовский тракт действительно построен, он носит неофициальное название «Россельбан» в честь первого губернатора Эдуарда Росселя. Как мы знаем, трасса проходит не так, как обещали в 1969 году — она не соединяется с улицей Малышева, а идет значительно южнее.

Новые и старые улицы

В 1969 году власти обещали построить множество новых улиц и одновременно отказаться от старых. Частично эти обещания сбылись.

По тогдашним замыслам, важнейшими улицами города должны были стать Токарей, Бебеля, Шефская, Металлургов. И действительно, спустя 50 лет эти улицы и правда играют огромную роль в транспортной системе Екатеринбурга.

Новые площади, улицы, метро: что обещали Екатеринбургу 50 лет назад

Но не менее интересен список улиц, «приговоренных» тогдашними властями к забвению и исчезновению. В этом списке, например, есть улицы Мичурина и Энгельса — они хоть и не играют сейчас большой роли, но все же сохраняются на карте города.

Любопытна судьба улицы Бажова. Главный архитектор предсказывал, что она «из проезжей станет пешеходной магистралью». Это обещание так и не было выполнено: улица Бажова пешеходной не стала.

Несостоявшийся проспект

По замыслу властей Свердловска, в городе должен был появиться новый центральный проспект — проспект Свердлова. Предполагалось, что он будет образован путем соединения улиц Свердлова и Карла Либкнехта.

«Несколько лет вынашивается мысль, что после завершения реконструкции улицы Карла Либкнехта, ее, как продолжение улицы Якова Свердлова, вместе с последней, переименовать в проспект Якова Свердлова. Это, наверное, целесообразно», — рассуждал Пискунов. По плану проспекты Свердлова и Ленина должны были пересекаться, образуя идеологически важный перекресток.

Но по какой-то причине переименования не случилось, и проспекта Свердлова в городе нет до сих пор — и уж, конечно, не будет.

25 площадей

Еще одно обещание из 1969 года — это появление в городе 25 новых площадей. Какие-то из них действительно мы сейчас можем видеть на карте города.

Новые площади, улицы, метро: что обещали Екатеринбургу 50 лет назад

Например, как и было обещано, появилась площадь между улицами Мамина Сибиряка и Луначарского в районе пересечения с Первомайской. Сейчас она называется площадью Советской армии.

Но вместе с тем не появилось обещанной площади на перекрестке проспекта Космонавтов и Машиностроителей: сейчас там станция метро. Нет площади и на пересечении улиц Большакова и 8 Марта, которую обещали Свердловску в 1969 году.

Автобусы, трамваи и, конечно, метро

Как и сейчас, власти 50 лет обещали развивать общественный транспорт — трамваи, автобусы, троллейбусы. По большей части эти обещания сбылись. Трамвайные линии действительно появились на Юго-Западе, Сортировке, Уралмаше.

Важный момент: в 1969 году власти планировали улично-дорожную сеть из расчета на 160-180 автомобилей на тысячу жителей. Это было в 10-15 раз больше тогдашних показателей — и, наверное, руководители города думали, что этого хватит с лихвой.

Сейчас в Екатеринбурге, по разным оценкам, насчитывается как минимум от 300 до 400 автомобилей на тысячу человек. То есть город, выстроенный по расчетам пятидесятилетней давности, просто физически не может справиться с такой нагрузкой.

Ну и конечно, нельзя не сказать про метро. Да, его обещали уже в 1969 году. Как и сейчас, тогда планировалось построить две ветки: одну — с севера на юг (до Уктуса), вторую — с запада на восток.

Что ж, первая ветка была полностью достроена в 2012 году. Правда, до Уктуса она так и не дошла. А вторую ветку власти продолжают обещать до сих пор.

Новые площади, улицы, метро: что обещали Екатеринбургу 50 лет назад

«Политсовет»
Информационное агентство «Политсовет» 2003-2021
Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ТУ66-01453 от 26.05.2015
Выдано Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Уральскому федеральному округу
Вернуться назад Распечатать