Главная > Статьи > Петров и Боширов как моральная проблема

Петров и Боширов как моральная проблема


3-10-2018, 13:35
Скандал вокруг россиян Руслана Боширова и Александра Петрова, которых подозревают в отравлении Сергея Скрипаля и его дочери, стал поводом не только для политических, но и для моральных споров. Должны ли граждане РФ поддерживать Петрова с Башировым, даже если они и вправду сделали то, в чем их обвиняют?

Петров и Боширов как моральная проблема
Кадр из интервью канала RT

Чем дальше будет развиваться скандал, тем таких моральных дискуссий будет больше. Так, Олег Кашин в своей колонке обсуждает «вопрос о допустимости государственной измены», который встает «перед антипутински настроенными россиянами».

Но моральная проблема, возникающая в связи с Бошировым и Петровым (будем называть их так), намного шире и глубже, чем в подобной формулировке. Во-первых, говорить о государственной измене с моральной точки зрения бессмысленно. Государственная измена — это уголовное преступление, она запрещена и карается законом, так что тема тут же переходит из моральной плоскости в юридическую. Кроме того, круг потенциальных государственных изменников крайне узок, так что обращаться к ним особо и незачем.

Узок круг и «антипутински настроенных россиян», перед которыми как бы встает моральный вопрос об измене. Антипутински настроенным россиянам давно все понятно, они, скорее всего, уже определились со своими моральными оценками в отношении российского государства. На измену они вряд ли пойдут, но и осуждать ее, вероятно, не будут.

Нет, моральная дилемма как раз встает не перед активистами и оппозиционерами — а перед всем населением страны, которое хоть как-то следит за историей Скрипаля, Петрова и Боширова. Весь вопрос как раз в том, как простые россияне, не настроенные оппозиционно, должны относиться к попытке отравления людей, предположительно, организованной сотрудниками ГРУ.

Если конкретизировать, то вопроса возникает два. Вопрос номер один: верить или не верить звучащим обвинениям? Можно принципиально отвергать любые доводы и доказательства — просто потому что они «бросают тень на страну, да еще и в интересах наших западных противников». Поначалу, когда про отравление Скрипалей только стало известно, многие пошли по этому пути. Сейчас их число заметно сократилось. Чем больше становится информации, тем больше сомнений в том, что Петров и Боширов — простые бизнесмены, приехавшие смотреть на Солсберийский собор и случайно оказавшиеся возле дома Скрипаля.

И вот тут возникает второй вопрос. Если мы допускаем, что Петров и Боширов действительно участвовали в операции, в результате которой Скрипали оказались в больнице, а еще одна жительница Солсбери умерла — то как мы (все россияне) должны относиться к ним? Какую моральную оценку им дать?

Первая позиция — сказать, что Петров и Боширов герои, которые выполняли приказ в интересах государства, каким бы этот приказ ни был. Даже если что-то пошло не так, даже если погиб ни в чем не повинный человек, то мы не можем осуждать наших офицеров, ведь они в конечном счете защищают страну. Ведь на войне тоже приходится убивать людей, иногда мирных — но солдат за это, как правило, не осуждают и не порицают.

У этой позиции есть очевидные изъяны. Во-первых, Россия ни с кем официально не воюет. Во-вторых, Скрипаль, как нам говорят государственные пропагандисты, никакой опасности для страны не представлял. В-третьих, гибель жительницы Солсбери придает всей ситуации совсем уж драматический оттенок. Она точно ни в чем не виновата, и оправдать ее смерть с моральной точки зрения крайне сложно, даже если кто-то этого сильно захочет.

Вторая позиция — это признать, что есть вещи, которые в моральном плане важнее интересов государства. Что есть некая моральная грань, перейдя которую государство лишается права на наше моральное оправдание — даже если речь идет о мировой политике. Эта моральная граница — человеческая жизнь.

Тут стоит оговориться, что эта грань, если она и есть, прочерчена не столько для государства и уже тем более не для Боширова и Петрова, которые давали присягу и в общем и целом знали, на что шли. Это граница для всего общества. Моральный вопрос, который встает перед нами, звучит так: «Есть ли точка, в которой интересы государства перестают быть оправданием для убийства, а убийца перестает быть героем?».

Что характерно, само российское государство пока не спешит ответить на этот вопрос. Никакой героизации Петрова и Боширова нет, никто не объявляет их верными слугами Родины, с честью выполнившими свой долг. Так что либо они и вправду тут ни при чем, либо же государство понимает, что все-таки перешло грань и не готово сознаться в этом ни миру, ни своим собственным гражданам.

Алексей Шабуров
Вернуться назад