Главная > Статьи / Мастрид > Станет ли Высокинский полноценным мэром Екатеринбурга?

Станет ли Высокинский полноценным мэром Екатеринбурга?


25-09-2018, 11:42
Новым мэром Екатеринбурга стал вице-губернатор Александр Высокинский. За него проголосовали все 36 депутатов городской думы Екатеринбурга. Высокинский избран на должность «сильного» мэра, но чтобы стать полноценным градоначальником, ему надо приложить еще немало усилий. И не факт, что у него получится.

Станет ли Высокинский полноценным мэром Екатеринбурга?

Да, впервые с 2010 года мэр города формально обладает всей полнотой власти. Он и глава муниципального образования, и руководитель городской администрации. С точки зрения объема полномочий Высокинский обладает тем же объемом власти, что и в свое время Аркадий Чернецкий.

Но в реальности Высокинского пока можно назвать «сильным» разве что по сравнению с Евгением Ройзманом, который действительно ни властью, ни полномочиями не обладал. А вот до Чернецкого новому мэру Екатеринбурга еще очень далеко.

Дело в том, что реальная власть мэра не сводится только к формальным полномочиям. Полнота его власти будет зависеть от его отношений с городской думой. Именно дума должна будет утверждать ключевые предложения администрации — и в первую очередь бюджет города. Дума будет заслушивать и утверждать отчеты главы города, а при неблагоприятном развитии событий сможет инициировать отставку мэра.

Получается, что реальная сила главы города — в его способности контролировать думу, обеспечить прохождение нужных вопросов и документов, а также защитить себя от потенциального «депутатского бунта». Именно взаимодействием с думой будет измеряться власть мэра.

Обладает ли Александр Высокинский такой властью? Единогласное голосование в гордуме не должно вводить в заблуждение. Утвердить мэра на первом заседании — это совсем не то же самое, что поддерживать все предложения городской администрации.

Выборы депутатов гордумы проходили сложно, и среди депутатов прослеживается несколько групп интересов, ни одна из которых не обладает подавляющим большинством. Есть группа, ориентирующаяся на губернатора Евгения Куйвашева, есть группа, ориентирующаяся на предыдущий состав городской администрации, и наконец, есть большая группа, выражающая интересы коммунального бизнеса — в таком виде она появилась в гордуме впервые.

Очевидно, что все эти группы проходили в думу вовсе не для того, чтобы во всем соглашаться с администрацией и мэром. Напротив, они пришли, чтобы выражать и «продавливать» другие интересы, и далеко не факт, что они всегда будут совпадать с интересами мэрии.

Другими словами, Высокинскому придется так или иначе выстраивать отношения с городской думой, и от характера этих отношений будет зависеть его власть.

Вариантов тут немного. Первый вариант — Высокинскому придется считаться с теми интересами и группами, которые представлены в думе по итогам выборов. Это значит, что при принятии своих решений мэр должен будет ориентироваться на расклад сил в думе и не выходить за пределы, которые очерчены этим раскладом. Разумеется, никаким «сильным мэром» Высокинский в этом случае не будет. Его власть будет производной от воли депутатов гордумы, и самостоятельным в своих действиях он не будет. По сути, свою волю мэру смогут диктовать те, кто контролирует депутатский корпус.

Второй вариант — Высокинскому нужно будет выстраивать свой диалог с депутатами без посредников и делать гордуму проводником своих (и только своих) интересов. Лишь тогда его можно будет считать полноценным и сильным мэром. Добиться этого ему будет непросто, ведь дума формировалась совсем другими людьми, и депутатов, лично лояльных новому мэру, там нет. Это значит, что лояльности Высокинскому придется добиваться теми или иными способами, преодолевая сопротивление.

Какой из вариантов своего положения выберет новый мэр, станет понятно уже совсем скоро. Мы узнаем это по тому, как будет выстроено взаимодействие администрации города с депутатами. Если мэрия будет выходить на прямой диалог с депутатами без посредников, если за связи с думой будут отвечать сотрудники администрации, то значит, Высокинский выбрал второй, «сильный вариант».

Если же диалог будет строиться через посредника или посредников, в роли которых будут выступать те или иные представители областной власти или даже коммерческих структур, то очевидно, что ни о какой самостоятельности Высокинскому мечтать и не придется. Он будет связан по рукам и ногам чужими интересами как минимум до следующих выборов.

И времени на то, чтобы выбрать один из двух путей, у нового мэра немного. Ту модель взаимоотношений, которая сложится сначала, потом изменить будет сложно. Уже по заседаниям думы в ближайшие месяцы будет ясно, кого получил Екатеринбург — «нового Чернецкого» или проводника сторонних интересов.

Алексей Шабуров
Вернуться назад