Дата: 07.06.2018

Жаловаться больше некому: главный итог «прямой линии» Путина

«Прямая линия» с Владимиром Путиным прошла в 2018 году в новом формате, и этот формат принес большое разочарование тем, кто хотел заявить о своей проблеме и добиться ее решения. Если раньше линия была для многих способом пожаловаться президенту на чиновников, то теперь люди увидели, что между Путиным и чиновниками разницы никакой нет.

Жаловаться больше некому: главный итог «прямой линии» Путина
Фотография с официального сайта Кремля

По сравнению с прошлыми «прямыми линиями», нововведений было два: во-первых, не было зрителей в студии, а, во-вторых, Путин по видеосвязи общался с губернаторами и министрами, переадресовывая им вопросы с мест.

Про эти новации было известно заранее, что породило завышенные ожидания. Многие надеялись, что Путин в прямом эфире устроит разнос губернаторам и, возможно, прямо на глазах у всех отправит кого-то в отставку. Такой вариант развития событий стал бы окончательным воплощением принципа ручного управления, но совершенно точно понравился бы народу, верящему в формулу о «хорошем царе и плохих боярах».

Но организаторы линии, судя по всему, не хотели и не собирались превращать ее в «жалобную книгу», как это было в последние годы. Возможно, от этого устал сам Путин.

Так или иначе, нынешняя «линия» действительно стала другой. Жители страны обращались к Путину все с теми же больными вопросами и проблемами, но сам характер ответов был другим. Если раньше Путин говорил что-то типа «я разберусь и проконтролирую», то теперь он обращался к губернаторам и министрам напрямую.

И тон общения Путина с подчиненными был совсем не таким, каким представляли его себе рядовые граждане. Президент был дружелюбным, благожелательным и вежливым, не позволял себе усомниться в том, что ему говорят. Никаких разносов, никакой резкой критики не прозвучало. Такой формат общения наглядно показывал, что принципиальной разницы между «царем» и «боярами» нет.

Примечательными были и ответы министров и губернаторов. Признавая отдельные недочеты, они в целом рисовали радужную картину. Судя по их словам, никаких системных проблем нет, а есть отдельные недостатки и недоработки, которые решаются в рабочем режиме. И Путин публично с этими утверждениями соглашался. По сути, всё вернулось к советской практике, когда все вопросы переводились в частную плоскость, а существование каких-то общих проблем не признавалось, и на любой вопрос можно было ответить, что в целом по стране всё хорошо.

Жаловаться больше некому: главный итог «прямой линии» Путина
Кадр из трансляции «прямой линии» Путина на канале «Россия 1»

В итоге всё происходящее больше походило на селекторное совещание, которое чиновники разного уровня проводят друг с другом. Народ в этой комбинации выглядел несколько лишним, а его жалобы порой неуместными.

Если подводить главный итог «прямой линии», можно сказать, что теперь россиянам жаловаться уже точно некому. Если раньше «линия» была последней надеждой донести до президента свою проблему, то теперь мы все увидели, как проблема в прямом эфире спускается вниз по инстанции — точно так же, как это часто происходит и с письменными обращениями и жалобами.

И главное, что Путина такой новый формат, кажется, устраивает.

Алексей Шабуров
Информационное агентство «Политсовет» 2003-2021
Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ТУ66-01453 от 26.05.2015
Выдано Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Уральскому федеральному округу
Вернуться назад Распечатать