Дата: 05.06.2018

Очки как политический инструмент Кремля

Политическим феноменом последних полутора лет стали «губернаторы-технократы», которых Кремль назначает в регионы страны. Интернет полон шуток о том, что этих губернаторов где-то клонируют: так они похожи друг ни друга. Стереотип губернаторов-клонов уже стал политической реальностью, сквозь него публика воспринимает теперь региональных руководителей. Но за счет чего сложился такой стереотип?

Очки как политический инструмент Кремля
Фотографии с официального сайта Кремля

Популярная картинка — фотографии трех недавних назначенцев: Дмитрия Азарова, Глеба Никитина и Александра Буркова. Буквально на днях к ним добавился новый губернатор ЯНАО Дмитрий Артюхов. В самом деле — все похожи друг на друга, темноволосые, в очках, с одинаковыми прическами.

Именно эта линейка губернаторов легла в основу то ли мифа, то ли стереотипа о «молодых технократах». Под этим определением подразумевается, что новые губернаторы способны решать экономические и технические задачи, но не обладают собственными политическими пристрастиями и политическими амбициями. Их задача — эффективно выполнять решения, спущенные сверху. Такое видение полностью отвечает интересам федерального центра, не заинтересованного в самостоятельных губернаторах.

Но если мы посмотрим на всех губернаторов, назначенных за последний год, мы увидим, что большинство из них в этот стереотип не укладывается. Среди них есть люди самых разных возрастов и самых разных биографий. И большинство из них не выглядит как линейка Никитин — Азаров — Бурков — Артюхов.

И тем не менее стереотип уже сложился, образ «губернатора нового типа» прочно закреплен в массовом сознании. За счет чего это произошло?

Есть все основания утверждать, что ключевую роль в формировании нового стереотипа сыграли очки. Именно они стали ключевым элементом имиджа «губернатора-клона». В самом деле, если бы Никитин — Азаров — Бурков — Артюхов не носили очки, никто бы не заметил никакого сходства, а следовательно, и «мифа о клонах» не сложилось бы.

Очки не только создают сходство нескольких губернаторов и образуют общий для них имидж, но и придают смысловое наполнение стереотипу. Образ человека в очках прочно укреплен в массовом сознании и имеет вполне понятные коннотации. Хорошо одетый коротко подстриженный человек средних лет в очках воспринимается как интеллектуал, эксперт, исполнительный бюрократ. Но при этом он не будет восприниматься как лидер, как народный любимец, как вождь широких масс. Публика, первый раз увидевшая такого губернатора, не будет относиться к нему как к политическому тяжеловесу. Его воспримут серьезно, внимательно, но никакой особой «химии» между таким политиком и электоратом с первого взгляда возникнуть не может.

Как мы понимаем, это именно то, что нужно условному Кремлю. Получается, что очки в данном случае решают важную политическую задачу, а точнее, сразу несколько задач:

— очки создают эффект «одинаковости» всех губернаторов, лишают их индивидуальности и позволяют записать в одну категорию (хотя, например, между Бурковым и Артюхом в политическом плане нет вообще ничего общего);

— очки создают стереотип новых губернаторов как «технократов» — грамотных исполнителей без собственных политических амбиций;

— очки отдаляют стереотипный образ губернатора от народа, увеличивают дистанцию между простым избирателем и руководителем региона. Если раньше стереотипным губернатором был «крепкий хозяйственник», то теперь это «молодой умник в очках». Такого губернатора будут слушать, но не будут искренне любить.

Логично задать вопрос о том, формируется ли такой стереотип Кремлем сознательно или он складывается сам собой? Учитывая, что создание этого стереотипа полностью укладывается в интересы федеральной власти, в стихийность поверить трудно. Скорее всего, условные кремлевские технологи целенаправленно использовали очки для решения своей политической задачи — создания нового образа губернатора.

Разумеется, речь не идет о том, что новых губернаторов подбирали только по признаку того, носят они очки или нет. Достаточно было просто провести назначения похожих губернаторов в очках одно за другим. Именно так и было сделано: Азаров и Никитин были назначены с разницей в один день, Бурков — спустя две недели. На сайте Кремля опубликовали протокольные снимки, сделанные с одинаковых ракурсов. А дальше сообразительная публика сделала всё сама, сопоставив их фотографии. Теперь к этому мему будут подверстывать любого нового губернатора в очках, тем самым только укрепляя сложившийся политический стереотип, столь выгодный действующей власти.

«Политсовет»
Информационное агентство «Политсовет» 2003-2021
Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ТУ66-01453 от 26.05.2015
Выдано Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Уральскому федеральному округу
Вернуться назад Распечатать