Дата: 03.05.2018

Главные вопросы перед инаугурацией Путина

Через несколько дней, 7 мая 2018 года, пройдет четвертая инаугурация президента Владимира Путина. После нее в российской политике начнется самое интересное — масштабное перераспределение постов и должностей, реорганизация органов власти. Скорее всего, уже в первой половине мая мы начнем понимать, каким будет весь четвертый срок Путина.

Главные вопросы перед инаугурацией Путина
Фотография с официального сайта Кремля

Если мы взглянем на прошедшие 18 лет, мы увидим, что после каждой инаугурации президент проводил политические реформы. В 2000 году были созданы федеральные округа, губернаторов вывели из Совета Федерации, началась унификация регионального законодательства. В 2004 году отменены губернаторские выборы, ужесточено законодательство о политических партиях , изменена система избрания Государственной думы. В 2008 году Дмитрий Медведев инициировал увеличение президентского срока до шести лет. В 2012 году были возвращены выборы губернаторов, либерализовано партийное законодательство, но вместе с тем усилилось ограничение политических свобод (новый закон о митингах, закон об иностранных агентах и т.п.). Все эти процессы сопровождались и различными кадровыми перестановками.

Так что можно ожидать, что какие-то перемены будут и в этот раз, тем более и сам Путин обещал их. Контуры будущего начнут проступать уже 7 мая, и есть несколько моментов, на которые следует обратить внимание.

Самый главный вопрос


Главный вопрос касается того, что Путин намерен сделать в 2024 году, когда его четвертый срок подойдет к концу: захочет ли он оставаться у власти дальше, и если да, то в какой форме он будет это делать. Он может провести большую управленческую реформу и перенести центр власти в правительство или другой орган. Это примерно то, что неудачно попытался сделать экс-президент Армении Серж Саргсян. Второй вариант — это повторение опыта 2008 года, когда никаких реформ не проводится, а Путин просто занимает другую должность, и реальная власть переносится туда автоматически.

Если будет избран первый путь, то готовиться к нему Путин, скорее всего, начнет уже сейчас. На примере Армении видно, что изменения Конституции недостаточно: нужна серьезная подготовительная работа как с элитой, так и с населением. Подобная операция по продлению власти потребует еще большей «зачистки» политического поля. Роль силовиков при таком сценарии будет усиливаться, потому что именно они будут вступать гарантами стабильности для президента.

В случае же, если Путин решит повторить сценарий 2008 года, то потребуются усилия другого рода. Этот вариант предполагает полный отрыв реальной власти от формальных институтов. Власть Путина будет еще больше персонализироваться, перерастая любые юридические нормы. Никакие реформы, в том числе реформы государственного аппарата, при таком сценарии не нужны — наоборот, аппарат должен чувствовать себя стабильно и работать на сохранение статус-кво.

Кто возглавит правительство?

На первый взгляд кажется, что фамилия будущего премьера особого значения не имеет: правительство все равно останется техническим органом, который будет реализовывать, но никак не вырабатывать государственную политику.

Но дело не в технических функциях правительства и его главы. Дело в том, что на будущего премьера неизбежно будут смотреть как на потенциального преемника Путина. Таких слухов и разговоров не избежать, кто бы ни занял премьерский пост. Так что если Путин хочет и дальше держать всю власть в своих руках, ему нужно назначить премьером человека, который меньше всего похож на самостоятельную политическую фигуру и в котором никто не захочет видеть нового президента.

Такая фигура у Путина есть — это нынешний премьер Дмитрий Медведев. Он уже был президентом, и чем это закончилось, мы знаем. Так что если Медведев останется во главе правительства, никто не будет рассматривать его как возможного будущего главу государства.

Политический потенциал Медведева на данный момент полностью исчерпан. И именно поэтому он так нужен Путину. Даже если Путин решит повторить сценарий-2008 с тем же самым Медведевым, то всем будет понятно, что реальная власть снова остается у Путина.

Любая новая фигура на посту премьера рискует превратиться в самостоятельный центр власти, и только Медведеву это не грозит. Оставшись премьером, он, напротив, будет становиться все более и более слабым в политическом плане.

Кто войдет в правительство?

Если с фигурой премьера интриги нет, то с персональным составом правительства все гораздо интереснее. Кабинет министров может серьезно обновиться, в том числе могут смениться и министры-старожилы.

Но гадать о фамилиях и персоналиях смысла нет. Дело не в конкретных людях, а в распределении сил внутри будущего правительства. Судя по имеющейся информации, новым министрам придется решать несколько взаимоисключающих задач: с одной стороны, нужно будет реализовывать «новые майские указы», а с другой — продолжать урезать социальные расходы и проводить непопулярные реформы (повышение пенсионного возраста, дальнейшее урезание объемов бесплатной медицины и образования). Другая пара взаимоисключающих задач — обеспечение «прорыва в будущее» при одновременном усилении давления на интернет и свободу информации в целом.

Скорее всего, состав правительства будет сформирован именно под эти задачи. А значит, мы вновь увидим в нем министров совершенно разной идеологической окраски — условные «молодые технократы» будут соседствовать с условными «ястребами». Конфликты между ними будут неизбежны, и единственным арбитром в этих конфликтах будет президент. Это позволит Путину удерживать в руках реальную власть, но вот решить стоящие перед правительством задачи при такой конфигурации, скорее всего, не получится.

Что будет с администрацией президента?

Еще один интересный вопрос, ответ на который надо будет искать после инаугурации — это судьба администрации президента. Сейчас это главный орган власти в России и единственный центр политического управления.

Но в свете «проблемы-2024» роль и сам формат администрации президента может быть изменен. Если Путин захочет сохранить власть, но не оставаться на президентском посту, то такая администрация будет ему скорее мешать. Сохранение этого супер-органа серьезно усилит того, кто станет президентом в 2024 году — а значит, будет представлять угрозу для личной власти Путина.

Следовательно, если Путин не намерен оставаться еще и на пятый срок, то сильная АП ему не нужна. В этом случае мы можем увидеть перенос каких-то ее функций или в аппарат правительства или же из рассредоточение по другим институтам (силовым структурам и даже, возможно, крупным государственным компаниям). Но если Путин решит остаться президентом и после 2024 года, то тогда, напротив, мы увидим дальнейшее усиление АП.

Что будет с регионами и полпредствами?

Очень важной темой в ближайшие месяцы и годы будет региональная политика. Разговоры о том, что саму региональную систему надо менять, время от времени звучат во властных кругах. Но как это сделать и с чего начинать, пока не понимает никто.

Чаще всего звучит мысль о создании неких экономических макрорегионов. Экономически слабые регионы предлагают объединить с экономически сильными, чтобы хоть как-то выровнять их потенциал. Но как можно провести экономическое объединение, не проводя политическое — вот вопрос, который предстоит решить, и ответа на который ни у кого нет.

От новой региональной политики зависит и судьба полпредств. Сразу после инаугурации Путин должен будет назначить новых полпредов в федеральных округах. В принципе, этим моментом можно было бы воспользоваться, чтобы начать региональную реформу. Например, переформатировать федеральные округа именно под упомянутые экономические макрорегионы. Но в таком случае нужны принципиально новые полпреды — не отставные силовики, а управленцы-экономисты.

Если же в мае мы увидим, что полпреды не поменялись, и сам институт полпредства остался неизменным, это будет первым признаком того, что реформу регионов, скорее всего, заморозят.

***

Как мы видим, четвертый срок Путина связан с целым набором серьезных противоречий, которые диктуются самой политической ситуацией. Противоречия можно либо попытаться преодолеть и разрешить, либо стараться как можно дольше их не замечать и консервировать ситуацию на неопределённый срок. Какой вариант выберет Путин, мы поймем уже довольно скоро.

Алексей Шабуров
Информационное агентство «Политсовет» 2003-2021
Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ТУ66-01453 от 26.05.2015
Выдано Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Уральскому федеральному округу
Вернуться назад Распечатать