Дата: 23.06.2017

Выборы губернатора: кампании не будет

Свердловская область замерла в напряженном ожидании. Выборы губернатора официально стартовали, уже есть семь кандидатов, и ожидается еще несколько. Это значит, что вот-вот начнется активная кампания, которой все так заждались. Но велика вероятность, что ожидания продлятся до 10 сентября, а кампания толком так и не начнется.

Выборы губернатора: кампании не будет

Вспомним прошлогоднюю кампанию в Заксобрание. Тогда агитация кандидатов появилась задолго до официального старта выборов — билборды, листовки, газеты. Это касалось как «Единой России», так и других партий.

В 2017 году ситуация стала совсем другой. К концу июня никаких визуальных признаков приближения выборов практически нет. Разве что в феврале свою газету распространила «Справедливая Россия», но продолжения у нее тогда не было.

Причины такой ситуации понять можно. Имена кандидатов в губернаторы не были известны до последнего момента, шел длительный процесс торгов и согласования. Разумеется, в такой ситуации вкладываться в раскрутку было нерационально. Весенняя тишина была объяснима, и к ней все потихоньку привыкли. Но настало лето, а тишина продолжается.

По состоянию на 23 июня документы в избирком подало семь кандидатов. Со дня на день к ним добавится еще как минимум двое, в том числе Евгений Ройзман. Но об этих девяти выдвижениях знают лишь те, кто внимательно следит за местными политическими новостями. Для широких слоев электората никаких выборов по-прежнему нет.

Между тем, согласно избирательному законодательству, кандидаты могут начинать агитацию (кроме рекламы в СМИ) с момента выдвижения. То есть уже две недели как мы могли видеть хоть какие-то признаки активности — те же листовки или билборды. Но мы их не видим.

Публика, конечно, успокаивает себя: сейчас кандидаты уладят все проблемы с муниципальным фильтром, и всё начнется. Будут выборы, к каким мы к привыкли. Но будут ли?

Есть все основания полагать, что никаких рациональных причин проводить заметную кампанию ни у одного из кандидатов на данный момент нет. И это значит, что кампания в привычном смысле этого слова может вообще не начаться.

Связано это с самим характером выборов, в которых вообще-то нет никакой интриги и результат которых заранее предрешен. Это не выборы в Заксобрание, где в некоторых округах действительно была настоящая конкуренция. Сейчас есть явный и очевидный фаворит — врио губернатора Евгений Куйвашев, на которого работает весь административный ресурс области. Остальные кандидаты, подавшие документы в избирком, не могут составить ему конкуренцию. Никто из них не способен набрать больше 20% голосов.

В такой ситуации проводить масштабную кампанию смысла вообще нет. Зачем Торощину, Ионину, Парфенову, Сергину вкладывать деньги в собственную раскрутку, если их задача на выборах — вовсе не претендовать на победу и результат, а создавать видимость конкуренции для действующего губернатора? Более того, им даже вредно будет усердствовать: ведь если они сильно раскрутятся, то все в сумме могут набрать больше 50% голосов, и тогда будет назначен второй тур. Этого, разумеется, никто не хочет.

Не нужна активная кампания и действующей областной власти. Ее медийные и информационные ресурсы во много раз мощнее, чем у всех конкурентов вместе взятых. Только за счет них можно добиться присутствия врио губернатора в повестке каждый день — так, чтобы ко дню выборов фамилия Куйвашева прочно засела в умах и ушах избирателя. Всё это также можно сделать без больших дополнительных трат на масштабную агитацию. Какие-то материалы, конечно, будут выпускаться, но по сравнению с прежними выборами это будет программа-минимум.

Последствия такой кампании хорошо понятны. В первую очередь это низкая явка, при которой решающий вклад в результат голосования будет иметь административный ресурс. Но ведь это именно то, что нужно властям. Как писали недавно федеральные СМИ, Кремль вроде бы отменил установку по явке для регионов, в том числе и для Свердловской области. Это значит, что тратиться на привлечение широкого внимания населения к выборам совершенно не нужно. Следовательно, никакой яркой кампании не будет — она просто никому не нужна.

Изменить этот расклад может только допуск до выборов Евгения Ройзмана: его участие делает угрозу второго тура более чем реальной. Регистрация Ройзмана вынудит всех остальных игроков спешно наращивать активность — речь не только о губернаторе, но и о прочих кандидатах, у которых появится новая задача — оттягивать у Ройзмана голоса.

Но нужно признать, что шансов пройти муниципальный фильтр у главы Екатеринбурга почти нет. Значит, и минимальны и наши шансы увидеть в этом году полноценную предвыборную кампанию.

Алексей Шабуров
Информационное агентство «Политсовет» 2003-2021
Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ТУ66-01453 от 26.05.2015
Выдано Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Уральскому федеральному округу
Вернуться назад Распечатать