Дата: 17.04.2017

Политическая Пасха в Екатеринбурге

Никогда еще празднование Пасхи в Екатеринбурге не становилось настолько политическим — или, точнее, политизированным — событием. Причина этого понятна, и связана она с планами строительства храма святой Екатерины на городском пруду. Этот проект вызвал острый общественный конфликт в городе, из-за чего епархии пришлось воспользоваться Пасхой, чтобы попытаться доказать свое преимущество и превосходство. Но сам факт этой попытки скорее говорит о том, что никакого очевидного превосходства у Церкви на этот раз нет.

Политическая Пасха в Екатеринбурге
Фотография с сайта Екатеринбургской патриархии

За неделю до Пасхи в Екатеринбурге прошла акция в защиту городского пруда, на нее вышло около полутора тысячи человек — ощутимое количество для протеста такого рода. Сторонники строительства храма-на-воде отреагировали на акцию в духе «мы вам покажем, что нас больше». Ближайшей датой для такой демонстрации стала именно Пасха.

В преддверие этого праздника епархия провела масштабную информационную работу: правительственная «Областная газета» опубликовала на первой полосе статью митрополита Кирилла, посвященную предстоящему празднику. Пресс-служба епархии чуть ли не каждый день публиковала все более невероятные детали готовящегося крестного хода: в нем должны были принять участие палестинские волынщики, детская колонна и даже студенты кулинарного техникума. Очевидно, это должно было привлечь внимание к крестному ходу как можно большего количества людей.

Первый подсчет итогов состоялся в ночь с 15 на 16 апреля — то есть во время праздничного ночного богослужения. По данным ГУ МВД России по Свердловской области, всего в таких богослужениях по регионам приняло участие около 80 тысяч человек. Если учесть, что в Свердловской области живет 4,3 миллиона человек, то нетрудно посчитать, что в ночь на Пасху в храмы пришло 1,84% населения области.

По той же статистике ГУ МВД пасхальные службы прошли в 353 «объектах религиозного культа», то есть на каждый такой объект в среднем пришлось по 226 человек. Понятно, что цифра эта более чем условная, но тем не менее она не подтверждает часто повторяемого тезиса о нехватке храмов для верующих. К тому же, эта цифра примерно совпадает с числом прихожан одного из центральных храмов Екатеринбурга — Большого Златоуста. Настоятель этого храма Виктор Явич в одном из интервью говорил, что постоянная община его храма насчитывает как раз около 200 человек. Видимо, примерно на это количество и надо ориентироваться, оценивая паству местных храмов.

Что касается непосредственно 16 апреля, то по данным ГУ МВД, во всех мероприятиях в этот день приняло участие 32 600 человек. То есть число людей, пришедших на утренние и дневные богослужения, оказалось еще меньшим.

В эти 32 тысячи входит и число участников крестного хода в Екатеринбурге. Именно к нему было приковано основное внимание. Несмотря на то, что крестный ход ни разу официально не анонсировался как акция в поддержку храма-на-воде, его восприняли именно так. И не случайно — маршрут шествия был изменен таким образом, что оно прошло как раз возле того места, где власти собираются построить храм. Губернатор Евгений Куйвашев, участвовавший в крестном ходе, прямо заявил, что митрополит Кирилл уже благословил строительство собора именно на пруду.

Но даже если так, убедительной эту попытку назвать нельзя. И дело не только в цифрах. Да, на крестный ход пришло больше людей, чем на акцию «Обними пруд». В момент шествия говорили о 4 тысячах человек, после его окончания епархия озвучила цифру в 10 тысяч человек, эту же версию повторила и «Областная газета».

Но в любом случае речь идет о превосходстве не в десятки раз, да и само сравнение в принципе некорректно. Люди шли на крестный ход как на праздник в честь Воскресения Христа, в то время как защитники пруда вышли, чтобы целенаправленно выразить свой протест.

Но если для митрополита любое число участников крестного хода — это не такой уж принципиальный показатель, то для губернатора ставки куда выше. Евгений Куйвашев, планирующий, по-видимому, участвовать в выборах, явным образом обозначил свою позицию — но крестный ход не позволяет говорить, что его позицию поддерживает большинство горожан. Четыре тысячи человек, да даже восемь — это не то количество, которое позволяло бы в данном случае говорить о безоговорочном авторитете главы области.

Да и сама по себе такая арифметика, попытка по числу участников крестного хода высчитать уровень поддержки храма-на-воде или губернатора — это свидетельство не в пользу инициаторов проекта. Сам факт того, что Церкви и областной власти приходится «меряться шествиями» с самоорганизовавшимися горожанами, говорит о том, что никакого безусловного и очевидного для всех морального превосходства у власти (светской и духовной) в Екатеринбурге нет. И прошедшая Пасха уверенности в этом не прибавила.

«Политсовет»
Информационное агентство «Политсовет» 2003-2021
Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ТУ66-01453 от 26.05.2015
Выдано Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Уральскому федеральному округу
Вернуться назад Распечатать