Дата: 27.09.2016

Премьер не нужен: за что уволили Дениса Паслера

Председатель правительства Свердловской области Денис Паслер отправлен в отставку. Об этом решении почти все говорят как о «внезапном, но предсказуемом». Внезапность в том, что оно было принято всего через неделю после выборов, еще до начала работы нового созыва Заксобрания. Предсказуемость же объясняется тем, что в новой конфигурации областной власти премьеру места уже не находилось. Впрочем, стремительность падения Паслера может объясняться не только политикой.

Премьер не нужен: за что уволили Дениса Паслера

Денис Паслер был уволен 26 сентября, через восемь дней после выборов в Законодательное собрание. Согласно Уставу области, губернатор Евгений Куйвашев должен был предложить нового кандидата в премьеры, но этого сделано не будет. Вместо этого Куйвашев инициировал изменение Устава и ликвидацию поста премьера. Отныне губернатор будет лично возглавлять правительство.

Идея ликвидации должности председателя правительства витала в воздухе давно: в начале года такие законопроекты даже вносили в парламент. Но тогда власти блокировали принятие этих законов, объясняя, что пост премьера важен и нужен. Теперь все изменилось, и судя по всему, к этим изменениям руководство области подтолкнул именно Паслер.

Лишний центр власти


Пост председателя правительства был введен еще первым Уставом Свердловской области, разработанным в середине 1990-х годов командой Эдуарда Росселя. В новой редакции Устава, написанной при следующем губернаторе Александре Мишарине, этот институт также остался. И вот уже третий губернатор Евгений Куйвашев проводит свою кардинальную реформу Устава, отказываясь от поста премьера.

Все двадцать с лишним лет этот пост был одним из ключевых центров власти в Свердловской области. Нельзя сказать, что премьер обязательно воспринимался как альтернатива губернатору. Скорее, это был посредник между губернатором и мэрами, между губернатором и депутатами, между губернатором и бизнесом. В разное время он мог выступать либо как миротворец, либо как карающий перст, либо как громоотвод.

Но к середине 2016 года этот центр власти стал все сильнее и сильнее тяготить руководство области. После улаживания главного элитного конфликта между «областью» и «городом» оказалось, что региональный премьер сам по себе может быть источником конфликта. Денису Паслеру, который до этого умело лавировал между противоборствующими сторонами, просто не находилось места в «мирной конфигурации». Амбициозный чиновник явно не хотел довольствоваться «хозяйственно-техническими функциями», пытаясь сохранить политическую значимость.

Во время предвыборной кампании, полноценным куратором которой хотел быть, но так и не стал Паслер, это противоречие проявилось со всей ясностью. По сути, именно поведение премьера во время выборов окончательно решило его судьбу. Но скорость, с которой Паслер упал с вершин власти, скорее всего, объясняется другими причинами.

Человек Вексельберга

Еще когда Паслер только был предложен на пост председателя областного правительства в 2012 году, про него говорили как про «человека Вексельберга»: до своего премьерства он работал топ-менеджером в структурах «Реновы». За последующие четыре года эта характеристика своей актуальности не потеряла, и никто с ней всерьез не спорил.

Тот факт, что у Виктора Вексельберга был свой человек в руководстве областного правительства, тоже мало кого удивлял. «Ренова» традиционно имела особые интересы в Свердловской области, всегда тесно взаимодействовала с региональным руководством, так что назначение Паслера в правительство воспринималось скорее как подтверждение существующего порядка вещей. Но сейчас этот порядок стал меняться.

В сентябре 2016 года по «Ренове» и Вексельбергу был нанесен мощный удар: арестованы топ-менеджеры компании Евгений Ольховик и Борис Вайнзихер. Претензии следствия сводятся как раз к их методам влияния на региональных руководителей — по версии СК, предприниматели давали взятки высшим чиновникам республики Коми. Так это или нет, предстоит разобраться суду, но в свете этих обвинений сам факт нахождения «человека Вексельберга» во главе правительства Свердловской области бросает тень на все руководство региона. С этой точки зрения, от Паслера нужно было избавляться так скоро, как это только возможно. Что и было сделано через неделю после выборов.

Газовая проблема

Впрочем, в условном «досье» на Дениса Паслера есть еще одна часть, не связанная напрямую ни с «Реновой», ни с политикой, но имеющая и огромное социальное значение, и потенциальный коррупционный шлейф. Речь идет о газе.

До назначения председателем областного правительства Денис Паслер возглавлял компании «ГАЗЭКС» и «Екатеринбурггаз». Как считается, после перехода на госслужбу он не утратил интереса к газовой отрасли. И газификация, и энергетика в целом считались «вотчиной Паслера».

Скандал вокруг этой сферы разразился год назад, осенью 2015 года. Тогда в нескольких районах области возникли проблемы с новыми газовыми котельными, построенными по программе развития ЖКХ. Выяснилось, что подрядчики для этой работы выбирались весьма своеобразным образом. Как утверждала координатор проекта «РосПил-УрФО» Екатерина Петрова, схема была следующей. Правительство во главе с Денисом Паслером якобы побуждало глав городских округов объявлять на своих территориях режим чрезвычайной ситуации, чтобы затем по этой причине заключить контракт с подрядчиками без конкурсных процедур. После этого правительство выделяло деньги, которые доставались этим самым безальтернативным подрядчикам. Петрова полагает, что компании, получившие заказы, могли быть связаны с Паслером. Всего таким образом было освоено около 800 миллионов рублей.

Схема сама по себе выглядит довольно сомнительно, но проблема еще и в том, что ремонты по контрактам, заключенным без конкурса, зачастую проводились некачественно, что привело в прошлом году к срыву отопительного сезона в нескольких районах: особенно остро эта проблема встала в Белоярском округе, были трудности и в Дегтярске.

«Картина представляется так, что все господа посовещались и решили по одной и той же схеме — схеме объявления «Чрезвычайной ситуации» в городах — заключить несколько контрактов с подрядчиками без проведения обязательных конкурентных процедур. Ну и если с Дегтярском всё понятно — как можно предположить, там все дела планировал покойный ныне депутат Переверзев совместно со своим бывшим коллегой по ГАЗЭКСу Паслером, то в Белоярке это какие-то совершенно неизвестные никому подрядчики без особой истории в регионе. А им отдали 200 миллионов наших с вами бюджетных средств», — писала Петрова.

По итогам этого скандала схемой с «чрезвычайной ситуацией» заинтересовались правоохранительные органы. Правда, пока на скамье подсудимых оказался лишь замглавы Белоярского ГО, непосредственно заключавший контракты.

Тем не менее это расследование в любом случае висело бы над Паслером дамокловым мечом и при определенных условиях могло всплыть в самый неподходящий момент — например, во время предстоящих губернаторских выборов. Опять же, неизвестно, что уже наработали силовики по «газовому делу» и появилась ли в их материалах фамилия Паслера.

Как бы то ни было, со стороны отставка премьера выглядит как попытка сбросить «политический балласт», решив одним ударом сразу несколько проблем. Сделать это оказалось проще, чем думалось внешним наблюдателям. Самое сложное, впрочем, впереди — теперь областному руководству предстоит выстраивать новую конфигурацию региональной исполнительной власти взамен той, что работала в Свердловской области более 20 лет.

«Политсовет»
Информационное агентство «Политсовет» 2003-2021
Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ТУ66-01453 от 26.05.2015
Выдано Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Уральскому федеральному округу
Вернуться назад Распечатать