Дата: 23.09.2002

Нефтяное лобби съело референдум

В пятницу Государственная дума во втором и третьем чтениях приняла поправки в закон «О референдуме Российской Федерации». Эти поправки предусматривают введение запрета на проведение национальных референдумов в период федеральных избирательных кампаний и за год до истечения полномочий президента и Государственной Думы. Таким образом, депутаты фактически запретили проведение любых референдумов федерального уровня до марта 2004 года. Исключение было сделано только для «референдумов, проведение которых предусмотрено международными соглашениями», иными словами – для голосования по вопросу о создании союзного государства России и Белоруссии.


При голосовании в последних чтениях депутаты проявили редкостное единодушие – оба раза закон был принят 304 голосами (при необходимых 300) против 131. И это при том, что в первом чтении, которое состоялось 18 сентября, закон был принят только с четвертой попытки – каждый раз для создания квалифицированного большинства не хватало то одного, то трёх голосов. Собрать квалифицированное большинство, необходимое для принятия поправки к конституционному закону, депутатам удалось только объединив усилия всех центристских и правых партий и ряда независимых депутатов. Чуть ли не в первый раз в истории государственной думы союзу коммунистов и аграриев, не смотря на все их усилия, не удалось собрать достаточного числа голосов для того, чтобы помешать сбору двух третей голосов – они остались в меньшинстве и проиграли.


Проиграли потому, что абсолютно очевидно, что принятые думой поправки были направлены не против абстрактной возможности организации плебисцита, а против конкретного проекта КПРФ, получившего громкое название «Референдум о земле и недрах». Напомним, что ещё в конце лета Геннадий Зюганов озвучил планы по проведению весной 2003 года всероссийского референдума, на который предполагалось вынести четыре вопроса. Первый касается запрета на продажу земель сельхозназначения, которая недавно была узаконена Госдумой. Второй подразумевает национализацию недр и предприятий топливно-энергетического комплекса. Третий – «недопущения резкого роста платы за жилье и коммунальные услуги». Четвертый связан с «необходимостью ужесточения наказания за тяжкие преступления, в том числе введения смертной казни за коррупцию».


Уже тогда один из ведущих идеологов Кремля Глеб Павловский предсказывал, что так или иначе, референдуму не суждено будет состояться, так как это противоречит интересам слишком многих политических и экономических сил, которые обязательно отыщут способ сорвать планы коммунистов. Вариант с внесением поправок в конституционный закон, по всей видимости, показался этим силам наиболее легитимным или наименее затратным способом сделать это.


Интересным так же является вопрос, кто является теми таинственными «силами», о которых говорил Павловский, иначе говоря, кому был выгоден срыв коммунистического референдума. На первый взгляд, вопрос кажется очевидным – да практически всем политическим силам современной России.


Прежде всего, коммунистический референдум был невыгоден всем правым и центристским политическим партиям, так как являлся мощным пиаровским ходом, повышавшим шансы КПРФ на получение значительного количества мест в Государственной Думе следующего созыва. Вторым фактором наверняка явился заказ Кремля, для которого референдум неудобен сразу по нескольким пунктам. Прежде всего, из-за него могут пойти прахом многолетние старания по продвижению закона о продаже земли, принятие которого в Кремле считают одной из своих политических побед последнего года. Во-вторых, принятие предложенной коммунистами схемы оплаты коммунальных расходов (не более 10% от совокупного дохода семьи) способно подорвать даже самый крепкий бюджет. Поэтому не случайным выглядит откровенное «продавливание» закона замом главы кремлёвской администрации ещё в первом чтении.


Но, судя по рекордной скорости прохождения закона (все три чтения были проведены всего за тр
Информационное агентство «Политсовет» 2003-2021
Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ТУ66-01453 от 26.05.2015
Выдано Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Уральскому федеральному округу
Вернуться назад Распечатать