Дата: 17.06.2016

Наследие «бешеного принтера»: 10 главных законов уходящей Госдумы

Через несколько дней закончит свою работу шестой созыв Государственной думы. Он несомненно войдет в историю страны: такого количества запретительных и откровенно репрессивных законов российский парламент в новейшей истории еще не принимал. Уже спустя несколько месяцев после начала работы текущего созыва Госдума получила название «взбесившийся принтер». Впрочем, к концу срока даже этого названия стало мало: принтер превратился в куда более опасное орудие.

Наследие «бешеного принтера»: 10 главных законов уходящей Госдумы
Фотография с сайта Государственной думы

Прощаясь с шестым созывом Госдумы, «Политсовет» решил вспомнить самые одиозные и скандальные законы, принятые российским парламентом с 2012 года. Главная проблема была в том, чтобы выбрать из законотворческого наследия думы всего 10 законов, в буквальном смысле изменивших страну. Как мы понимаем, на самом деле таких законов было куда больше. Наш вариант десятки таков.

Муниципальная реформа

Начать стоит не с многочисленных запретов (о них мы тоже поговорим), а с законов, изменивших политический ландшафт России. Первым и главным здесь является пакет законов о «муниципальной реформе» (целая серия поправок в ФЗ-131 о местном самоуправлении). Принципиальное нововведение, принятое Госдумой, заключается в том, что теперь систему управления городами определяют не сами города, а региональная власть — губернаторы и заксобрания. Это был первый шаг. Второй шаг — губернаторам разрешили отменять выборы мэров, заменяя прямое всенародное голосование назначением по конкурсу. Разумеется, многие губернаторы воспользовались этой возможностью и ликвидировали избираемых мэров на корню. Народ реформой особо не интересовался, не протестовал и, кажется, даже не заметил, как его лишили права выбирать городскую власть. Местное самоуправление, и без того слабое, оказалось окончательно встроенным в пресловутую вертикаль.

Избирательные фильтры

Другие политически важные нововведения в законодательстве связаны с поправками в законы о выборах губернаторов, региональных парламентов и Госдумы. С одной стороны, законодательство вроде бы было либерализовано — партий стало больше, формальные требования к участникам выборов смягчены. Но на деле была изобретена такая новация как муниципальные и партийные фильтры, которые позволили власти в буквальном смысле слова фильтровать списки кандидатов, допуская до выборов только лояльных и не опасных для себя политиков. Чтобы выдвинуться в губернаторы, кандидату нужно собрать подписи муниципальных депутатов (подавляющее большинство из которых контролируется «Единой Россией»). Политическая партия может участвовать в выборах без сбора подписей, только если имеет своих представителей в нижестоящих парламентах. В результате сложилась иезуитская и издевательская система: вернув выборы губернаторов, власть руками Госдумы фактически сохранила их назначаемость, просто сделав всю процедуру более сложной, громоздкой и внешне похожей на настоящие выборы.

Нельзя забывать и о еще одном фильтре — запрете на участие в выборах кандидатов с судимостями. Принятый под лозунгами борьбы с криминалом во власти, этот фильтр на деле позволил не пускать на выборы наиболее принципиальных оппозиционеров. Главный пострадавший от этого закона — Алексей Навальный, которому теперь закрыт путь к любой избирательной кампании.

«Закон Димы Яковлева»

Официально закон называется «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации». За этим ничего не говорящим названием скрывается закон, запретивший гражданам США усыновлять детей из России. По распространенному убеждению, именно этот документ стал переломным в истории нынешнего созыва Госдумы — его показательно приняли на фоне бурных общественных дискуссий при полном единогласии депутатов. Формально закон не затрагивал политику и власть, а касался самых уязвимых жителей страны — сирот, имеющих мало шансов обрести семью. И тем не менее документ был принят, став символом новой эпохи: антиамериканизм с этой поры стал одним из основных идеологических принципов, а Госдума показала свою готовность выполнить любую волю Кремля, даже самую неоднозначную.

Закон о митингах

Первым запретительным законом шестого созыва Госдумы был «закон о митингах» — принципиальные поправки в ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», принятые после волны уличных протестов и столкновений на Болотной площади в Москве. Закон, во-первых, многократно увеличил штрафы за нарушения порядка проведения уличных акций, а, во-вторых, расширил сам перечень нарушений, под которые теперь можно при желании подвести любой митинг. Два года спустя законодательство о митингах было ужесточено еще сильнее — теперь за неоднократное нарушение во время уличных акций можно получить реальный тюремный срок. Первые осужденные по этой статье в России уже есть. В политическом смысле «закон о митингах» сделал невозможной для оппозиции тактику легального уличного протеста: власть имеет возможность отказать в проведении любого неугодного ей митинга, а за несогласованные акции может отправлять организаторов и участников в тюрьму. Повторение «протестной волны» теперь представляется маловероятным.

Закон о «гей-пропаганде»

Еще один идеологически важный закон — так называемый закон о «гей-пропаганде». Благодаря нему в 2013 году в Кодексе об административных правонарушениях появилась статья 6.21 «Пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних». Эта статья предусматривает наказание за «пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, выразившуюся в распространении информации, направленной на формирование у несовершеннолетних нетрадиционных сексуальных установок, привлекательности нетрадиционных сексуальных отношений, искаженного представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений, либо навязывание информации о нетрадиционных сексуальных отношениях, вызывающей интерес к таким отношениям, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния».

С момента принятия закона в стране вынесено уже множество судебных решений по этой статье, которые показали, что суды трактуют понятие «гей-пропаганды» довольно широко, зачастую выписывая штрафы за любое позитивное мнение о ЛГБТ или попытку дать слово гей-сообществу. Но важнее здесь не столько судебные решения, сколько политическое значение закона: с этого момента гомофобия стала частью идеологического курса российской власти и одной из важнейших точек размежевания с Западом.

Закон об иностранных агентах

Законодательство об «иностранных агентах» начало разрабатываться одним из первых, еще в 2012 году. Согласно закону, любое НКО, получающее финансирование из-за рубежа и занимающееся политической деятельностью, должно получить статус «иностранного агента». Помимо унизительного статуса это предусматривает более строгое отношение к нему со стороны контролирующих органов. Закон стал важнейшим инструментом давления власти на гражданское общество — под него попали не только организации, связанные с политикой (например, ассоциация «Голос», занимающаяся независимым наблюдением на выборах), но и совершенно неполитические НКО — к примеру, просветительский фонд «Династия», занимавшийся поддержкой науки и образования. Политическое значение закона состоит в том, что он отрезал общественные организации от иностранного финансирования, вынуждая многие из них просить финансовой помощи у государства. Государство в такой помощи не отказывает, но очевидно, что в обмен на материальную поддержку власть требует от НКО полной лояльности.

«Закон Лугового»

Внесенный депутатом Андреем Луговым закон также называют законом о внесудебных блокировках сайтов. Собственно, этим всё сказано — документ предусматривает, что Генеральная прокуратура может потребовать закрыть доступ к любому сайту, если найдет там призывы к массовым беспорядкам или экстремистской деятельности. Оспорить блокировку можно в суде, но доказать российским судьям, что Генпрокуратура может быть в чем-то не права, не так-то просто. По факту важен сам принцип — власть получила возможность оперативно, без суда закрыть любой сайт. Сейчас генпрокурор просит, чтобы право инициировать блокировки получили и прокуроры регионов. Если это произойдет, закрытых без суда сайтов станет явно больше. Впрочем, над этим предстоит работать уже новому созыву Госдумы.

Закон о «пропаганде сепаратизма»

В 2013 году Госдума ввела в Уголовный кодекс новую статью — «Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации». В нынешней редакции эта статья предполагает максимальное наказание в виде пяти лет лишения свободы. Первые приговоры по этой статье суды уже вынесли. Закон, очевидно, должен был положить конец любым дискуссиям о территориальном составе Российской Федерации, запретив даже сами разговоры о праве тех или иных регионов на самоопределение. Особенно актуальным этот закон стал в 2014 году, после присоединения Крыма к РФ. Любые призывы вернуть Крым Украине официально являются в России уголовным преступлением.

Закон о «реестре запрещенных сайтов»

Сейчас, в 2016 году, этот закон кажется почти что безобидным, но на деле именно он послужил отправной точкой в ограничении Интернета государством. После принятия документа в России появился реестр сайтов, доступ к которым ограничен доступ на территории РФ. Изначально в него должны были попадать сайты, которые пропагандируют употребление наркотиков, совершение самоубийства или содержат детскую порнографию. Ведением реестра занимает Роскомнадзор, который именно после принятия этого закона фактически превратился в главное орудие государства по ограничению Сети. За три с лишним года закон стал работать в полную силу, ограничение доступа к сайтам поставлено на поток — однажды едва не была закрыта «Википедия», запрещен доступ к «Рутрекеру». Недавний скандал с «суицидными группами» в соцсети «ВКонтакте» — тоже следствие этого закона, который запретил «пропаганду суицида».

Перенос выборов в Госдуму

Завершает список «плохих» законов документ, который, казалось бы, касается только узкого политического сообщества и на первый взгляд не так уж плох. Речь идет о переносе выборов в Госдуму с декабря на сентябрь 2018 года. Зачем это было сделано, до сих пор не очень понятно: видимо, для того, чтобы сдвинуть кампанию на лето, когда избиратели находятся в отпусках. Но важно не это, важно то, что сокращение срока полномочий депутатов Госдумы на два с половиной месяца никак не вписывалось в Конституцию. Основной закон страны просто не предусматривает такой возможности переноса выборов. Однако Госдума сделала это, заручившись поддержкой Конституционного суда, который разрешил перенести выборы «в конституционно значимых целях». С политической точки зрения закон провозгласил новый принцип: «если Конституция не разрешает, но власти очень хочется, то она может это сделать». Можно ожидать, что по такой же схеме руководство страны сможет провести еще какие-нибудь изменения, не вписывающиеся в Конституцию — например, касающиеся выборов или сроков полномочий президента.

P.S.

Говоря про все эти законы, принятые Государственной думой, нельзя забывать того, что многие из них реально были инициированы не парламентом, а администрацией президента (или как минимум согласовывались с ней). Кроме того, все законы были одобрены Советом Федерации и подписаны президентом Владимиром Путиным. Так что считать Госдуму единственным источником или средоточием зла, наверное, было бы неправильно. Впрочем, это не повод снимать с нее ответственность.

«Политсовет»
Информационное агентство «Политсовет» 2003-2021
Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ТУ66-01453 от 26.05.2015
Выдано Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Уральскому федеральному округу
Вернуться назад Распечатать