Дата: 06.05.2016

Сколько стоит «Бессмертный полк»?

Проект «Бессмертный полк», начавшийся как некоммерческое и неполитическое движение неравнодушных россиян, к 2016 году не только окончательно политизировался, но и коммерциализировался. После смены организаторов символику «Бессмертного полка» начали продавать за небольшие деньги в газетных киосках.

Например, в киосках Екатеринбурга за 40 рублей можно купить значок «Бессмертного полка» с георгиевской лентой и журавликом. Очевидно, предполагается, что этот значок нужно надеть перед тем, как выйти на шествие «Бессмертного полка» 9 мая. На тех же прилавках продаются наклейки «Спасибо прадеду за победу» (60 рублей) и «Спасибо деду за победу» (40 рублей).

Сколько стоит «Бессмертный полк»?

Наблюдатели обращают внимание, что коммерциализация проекта началась после того, как в прошлом году сменился организатор «Бессмертного полка» — вместо добровольцев-активистов теперь им занимается специально созданная общественная организация, которую в регионах, как правило, возглавляют близкие к власти персоны.

Например, в Свердловской области «Бессмертный полк» с этого года курирует активист ОНФ Валерий Басай, сотрудничающий с областной властью еще со времен губернатора Александра Мишарина. Появление Басая в числе организаторов проекта для многих однозначно стало сигналом о переходе «Бессмертного полка» в политическую плоскость. А судя по продаже значков, для кого-то это еще и коммерческий проект.

Сам Басай отрицает причастность к продаже символики «Бессмертного полка» и обещает бороться с коммерциализацией проекта — правда, только со следующего года и только в соцсетях.

«Мы к этому негативно относимся. Мы видели, как продают значки. Это вызывает много вопросов. Надо подумать, как на это можно отреагировать. Нехорошо коммерсантам зарабатывать на этом. Акция народная. Название незарегистрированное, поскольку принадлежит широкому кругу людей. Законом это не запрещено. Здесь регулируется скорее областью морали. Здесь надо народу разъяснять, чтобы они не покупали. Некоторые вещи коммерсанты делают с ошибкой. Что хотят, то и лепят под маркой «Бессмертного полка». Это идет уже второй год. Мы точно сделаем со следующего года страничку в соцсетях «Позорники Урала». Там будут те коммерсанты, которые торгуют символикой», — заявил Валерий Басай «Политсовету».

Что касается политизации проекта, то здесь, видимо, ситуация будет совсем иной. В конце апреля Басай сам поучаствовал в раздувании политического скандала вокруг «Бессмертного полка», пригрозив подать в суд на главу Екатеринбурга Евгения Ройзмана, который модерировал мероприятие, на котором один из участников (не Ройзман) сравнил раздачу георгиевских лент с раздачей носовых платков.

Однако продажа значков «Бессмертного полка» в газетных киосках, на одних прилавках с теми самыми носовыми платками — это, по сути, именно то, против чего и выступал Ройзман. И скандал, организованный координатором «Бессмертного полка» на этом фоне тем более выглядит частью политической борьбы против главы Екатеринбурга, но никак не борьбой за народную память. Более того, возникает подозрение, что Ройзман своей критикой наступил на чьи-то коммерческие интересы, и как раз это могло спровоцировать скандал.
Информационное агентство «Политсовет» 2003-2021
Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ТУ66-01453 от 26.05.2015
Выдано Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Уральскому федеральному округу
Вернуться назад Распечатать