Дата: 10.06.2015

Напрасная встреча: о чем говорил Куйвашев с депутатами Екатеринбурга

Примерно раз в полгода свердловский губернатор Евгений Куйвашев пытается взять под свой контроль городскую думу Екатеринбурга. Происходит это двумя путями: кулуарно и публично. Кулуарно депутатов вызывают в губернаторскую администрацию и настоятельно просят быть более лояльными по отношению к областным властям. Публично же Куйвашев устраивает встречу с народными избранниками, где дает понять, что с областью и персонально с ним самим надо дружить. Ни одна из предыдущих таких попыток успехом не увенчалась. Очередная такая встреча прошла накануне, и позвали на нее только депутатов от «Единой России». Впрочем, и на этот раз губернатор скорее показал слабость, нежели продемонстрировал силу.

Напрасная встреча: о чем говорил Куйвашев с депутатами Екатеринбурга
Фотография департамента информационной политики губернатора Свердловской области

Попытки надавить именно на депутатский корпус понятны: ведь именно городская дума по Уставу назначает главу администрации города, то есть по сути от депутатов зависит персональный состав руководства города. В 2013 году Куйвашев не смог провести в гордуму лояльных себе людей, и теперь ему остается работать лишь с теми, кто есть. А большинство из действующих депутатов настроены по отношению к губернатору скептически.

Вчерашняя встреча, прошедшая в офисе регионального отделения «Единой России», подавалась пиарщиками губернатора как важнейшее политическое событие. Лояльные Куйвашеву СМИ предсказывали, что глава области предложит депутатам нечто вроде нового «общественного договора» либо же заявит о каких-то ключевых кадровых решениях. Впрочем, такие прогнозы делаются перед каждой подобной встречей, и внимательный наблюдатель уже знает, что они, как правило, никогда не оправдываются.

Активизация Куйвашева на екатеринбургском направлении именно сейчас выглядит довольно понятной: весной губернатор находился в подвешенном состоянии — его могли то ли уволить, то ли отправить на перевыборы, но ничего из этого не произошло, и теперь Куйвашев вернулся к своим старым проблемам, одной из которых является его конфликт с Екатеринбургом. Возможно, Москва вновь дала ему понять, что не помирившись с областным центром, он не сможет рассчитывать на продолжение политической карьеры.

Однако сам формат и даже место проведения встречи изначально сигнализировали о слабости позиций и неуверенности губернатора. Во-первых, Куйвашев решил встречаться не со всеми депутатами, а только с единороссами, то есть заведомо более лояльными людьми, которые даже при всем своем скепсисе не будут публично задавать неприятных вопросов и вслух критиковать областное начальство. Тех же, кто может в лицо сказать губернатору довольно обидные вещи (а такие люди в гордуме есть), на встречу не позвали. В итоге депутаты действительно обошлись без резких высказываний, однако затем на условиях анонимности все же пожаловались на то, как проходила и чем закончилась встреча.

Кроме того, неуверенность Куйвашева выдавало и то, что с депутатами он решил поговорить в офисе «Единой России» в присутствии партийного начальства — секретаря регионального отделения партии Виктора Шептия и нового главы областного исполкома Ивана Корякина. Создавалось впечатление, что Куйвашев уже не может полагаться только на свой статус и авторитет и вынужден взывать к партийной дисциплине, которую и должны были олицетворять функционеры «Единой России». Правда, авторитет партийного начальства в местной политической элите тоже довольно невысок, так что присутствие Шептия и Корякина вряд ли могло так уж существенно изменить расклад сил.

Что касается содержательной части встречи, то здесь большинство депутатов оказалось скорее разочаровано: ничего принципиального нового они не услышали, а сам тон губернатора вряд ли настраивал на дружеское расположение.

Так, почти в самом начале встречи Куйвашев заявил, что такие собрания будут регулярными, и хотя участие в них — дело добровольное, но те депутаты, кто не будет на них ходить, рискуют лишиться поддержки «Единой России» на следующих выборах. «Губернатор по привычке пытался угрожать, хотя за три года мог бы понять, что такая тактика вряд ли приносит хоть какие-то результаты», — поделился своим мнением один из участников встречи.

Значительная часть разговора была посвящена проекту «Большой Екатеринбург», на который областные власти, судя по всему, возлагают большие надежды. Впрочем, пока есть только само название проекта, а вот его формат еще не понятен — Куйвашев предложил депутатам три варианта, но сама по себе встреча губернатора с представителями одной лишь депутатской фракции вряд ли может быть удачным вариантом обсуждения столь глобальных проектов: здесь нужно как минимум собрать всех депутатов от всех городов, которые планируется вовлечь в «Большой Екатеринбург». В противном случае реализация проекта лишь породит новые конфликты и обиды. Зато Куйвашев анонсировал появление в областном правительстве должности отдельного вице-премьера, который будет курировать создание «Большого Екатеринбурга». Зная то, чем обычно оборачиваются инициативы региональных властей, нельзя исключать, что назначение очередного высокопоставленного чиновника со своим бюджетом и аппаратом и будет единственным осязаемым результатом всей этой затеи. Что-что, а плодить бюрократические структуры губернатор точно умеет.

Зашла на встрече речь и об одном из самых болезненных вопросов — муниципальной реформе, предусматривающей разделение Екатеринбурга на семь самостоятельных районов. Как известно, еще полгода назад Куйвашев был активным сторонником этой идеи, но после того, как против нее выступило большинство горожан, ему пришлось умерить свой пыл и не педалировать эту тему. Хотя, как показала вчерашняя встреча, от самой мысли «расчленить» Екатеринбург он, похоже, не отказался.

Так, депутаты гордумы рассказали Куйвашеву о поездке в Челябинск, где подобная реформа началась в прошлом году. Изучение челябинского опыта показало, что разделение города на самостоятельные районы не только не решает старых городских проблем, но и создает множество новых. Поэтому депутаты попросили губернатора в ближайшие три года не начинать реформу. Но Куйвашев вместо того, чтобы согласиться с этим, начал приводить в пример Прагу, которая действительно разделена на внутригородские муниципалитеты и вроде бы успешно развивается. Но такой аргумент отдает демагогией и свидетельствует либо о некомпетентности губернатора в вопросах управления, либо о его желании ввести депутатов в заблуждение. Приводить в пример Прагу, которая живет совсем в других реалиях и не встроена в российскую политическую и юридическую систему, имея при этом гораздо более близкий и релевантный пример в лице Челябинска, можно только совсем не уважая своих собеседников или не понимая сущности местного самоуправления. В итоге никто из депутатов после встречи своего мнения о реформе МСУ не изменил.

О том, что провести муниципальную реформу по своему сценарию у Куйвашева вряд ли получится, может свидетельствовать еще один факт. Одновременно с губернаторско-депутатской встречей в Ленинском районе Екатеринбурга прошло большое собрание жителей, которые высказались против разделения города на самостоятельные районы. Проведение этого собрания синхронно со встречей Куйвашева и депутатов вряд ли было случайным. Напротив, получилось довольно показательно: пока губернатор пытался продавить свою позицию в узком кругу депутатов-единороссов, ему публично напомнили, что помимо встроенных в партийную вертикаль политиков есть еще и народ, с которым кулуарно не договоришься.

Алексей Шабуров
Информационное агентство «Политсовет» 2003-2021
Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ТУ66-01453 от 26.05.2015
Выдано Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Уральскому федеральному округу
Вернуться назад Распечатать