Дата: 17.09.2014

Муниципальная реформа для Екатеринбурга: без спроса, без выборов

Ситуация с разработкой муниципальной реформы в Свердловской области резко и внезапно обострилась. Если еще неделю назад областные власти предлагали самый мягкий вариант преобразований, при котором у городов сохраняется выбор модели управления, то сейчас планы изменились: во всех муниципалитетах предложено сохранить действующие системы организации власти. Но это еще не все: новый проект открывает путь к расчленению крупных городов на самостоятельные районы фактически без их согласия.

Муниципальная реформа для Екатеринбурга: без спроса, без выборов

До вчерашнего дня казалось, что конфликт вокруг муниципальной реформы в Свердловской области урегулирован: еще в начале лета областные власти смягчили позицию и перенесли тему на осень, а полпред Холманских лично предупредил губернатора Куйвашева об ответственности за стабильность и спокойствие в муниципалитетах. Это было сделано после того, как думы крупнейших муниципалитетов выступили с заявлениями, в которых призвали не проводить реформу без согласия местных властей.

Последующие события вроде бы подтверждали «мирный сценарий»: в рабочую группу по разработке реформы включили представителей нескольких муниципалитетов (но не Екатеринбурга), а первые проекты законов, представленные в начале сентября, содержали все возможные варианты организации власти: как с институтом сити-менеджеров, так и с прямыми выборами полноценных мэров.

Однако во вторник 16 сентября состоялось новое заседание рабочей группы, которое перечеркнуло достигнутое спокойствие. Любопытно, что заседание прошло не в полном составе: на него не позвали представителей муниципального уровня, а сам закон был просто «спущен сверху»: его представил директор Уральского института регионального законодательства Николай Воронин. Скорее всего, именно эта структура, подконтрольная областной власти, и разработала проект.

Документ называется «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области». Проект содержит два принципиальных момента.

Первый момент: в законе прописываются конкретные системы организации местного самоуправления для каждого конкретного муниципального образования. Так, в 21 городе предлагается избирать глав из числа депутатов думы. Администрацию при этом будут возглавлять сити-менеджеры.

Муниципальная реформа для Екатеринбурга: без спроса, без выборов

В семи городах предлагается избирать главу на прямых выборах, но при этом градоначальник будет возглавлять городскую думу и не иметь хозяйственных полномочий. Такая модель (ее часто называют «моделью Ройзмана») сейчас существует в Екатеринбурге, и региональные власти предлагают закрепить ее для областного центра.

Прямые выборы полноценного мэра, который руководит администрацией, предлагается сохранить в 40 городах, в том числе в Нижнем Тагиле и Каменске-Уральском.

То есть руководство области предлагает законсервировать в регионе нынешнюю систему местного самоуправления. Это означает, например, что Екатеринбург фактически потеряет право вернуть прямые выборы единого мэра — а именно такой вариант был одобрен в прошлом году на публичных слушаниях (ожидалось, что переход к системе «сильного мэра» может произойти в 2018 году).

Но это еще не все — существует и второй принципиальный момент, который может иметь для городов намного более серьезные последствия. Он касается разделения крупных муниципалитетов на самостоятельные районы.

По федеральному закону такое разделение можно провести только с согласия населения. И областные власти предлагают три формы получения такого согласия: «народные слушания», «публичные консультации» и «социологические исследования». Определения этих понятий в законе нет, но очевидно, что все эти мероприятия можно провести кулуарно, без привлечения широких слоев населения. Ни референдума, ни всеобщего опроса областное руководство проводить не намерено.

Муниципальная реформа для Екатеринбурга: без спроса, без выборов

Мало того — городам даже запрещено самостоятельно выбрать форму учета мнения населения. Вместо них это будет единолично решать губернатор своим указом.

Другими словами, может быть разыгран такой сценарий: губернатор Евгений Куйвашев издает указ о том, что в Екатеринбурге учет мнения населения проводится путем «публичных консультаций». Кто и как будет участвовать в этих консультациях, решать, очевидно, будет тот же губернатор. Нетрудно догадаться, что по итогам этого мероприятия будет принято именно то решение, на котором настаивает сам Куйвашев — а он неоднократно выступал за расчленение Екатеринбурга на внутригородские районы.

Создание же внутригородских районов, по федеральному закону, открывает путь к отмене прямых выборов депутатов городских дум. В этом случае городской парламент будет формироваться из делегатов, которые будут избраны во вновь образованных районных думах.

Итак, если обобщить содержание нового проекта, то в части, касающейся Екатеринбурга, получается следующее: а) город лишается надежды на возвращение прямых выборов сильного мэра; б) открывается путь к разделению областного центра на внутригородские районы, причем без согласия населения и депутатов гордумы; в) прямые выборы гордумы в дальнейшем могут быть отменены.

Нетрудно заметить, что этот сценарий полностью противоречит тем договоренностям, которые вроде бы были достигнуты летом. Губернатор Куйвашев пошел на резкое обострение обстановки и подлил масла в уже казалось бы потухший огонь. Это значит, что о политическом спокойствии, к которому еще совсем недавно призывал Кремль, Уралу в ближайшее время можно забыть.

Алексей Шабуров
Информационное агентство «Политсовет» 2003-2021
Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ТУ66-01453 от 26.05.2015
Выдано Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Уральскому федеральному округу
Вернуться назад Распечатать