Дата: 20.08.2003

Звериный оскал Вексельберга

Не секрет, что одним из самых надежных спонсоров политических проектов Эдуарда Росселя был и остается Виктор Вексельберг, владелец «СУАЛ-Холдинга» и Тюменской нефтяной компании. Поддерживая Росселя, финансируя его избирательные кампании и предвыборные проекты, Вексельберг тем не менее всегда ориентировался только на собственную экономическую выгоду, и эта выгода должна оказаться просто колоссальной – на кону стоит полный политический и экономический контроль над областью.

До 2001 года Россель рассчитывался со своими «спонсорами» на взаимовыгодных условиях – тот, кто вкладывал несколько определенную сумму в его предвыборные проекты, мог рассчитывать получение в управление или в собственность весьма солидного куска имущественного комплекса, по сути, в обход аукционов, что называется «по-свойски» – не секрет, что в России всегда можно выиграть любой аукцион, если имеешь рычаги влияния на власть. Именно таким образом были созданы многие промышленные империи Урала.

Однако уже к 2001 году все более-менее стоящие активы области были распределены между «дружественными компаниями». Фактически, у Росселя не осталось ничего, что бы он мог предложить уральским олигархам в качестве вознаграждения за финансовую помощь и возмещения понесенных расходов. Поэтому, губернатор начал раздавать авансом чужое: за помощь на выборах олигархам стали предлагать предприятия, в настоящее время имеющих законных собственников, которые чем-то не угодили областной власти, или взнос которых в некий «общак» оказался меньшим. «Дружественным структурам» напрямую предлагалось принять участие в переделе собственности.

На данном этапе основными партнерами и спонсорами Росселя выступают СУАЛ-Холдинг и ОПС «Уралмаш». Вложения этих двух холдингов в нынешнюю кампанию Росселя эксперты считают колоссальными. Так, эксперты полагают, что вложения СУАЛа можно оценить в сумму не меньше чем 12 миллионов долларов, ОПС – около 7. [b]Это позволяет и Виктору Вексельбергу и Александру Хабарову надеяться на столь же значительную отдачу от этих вложений. Так как обе структуры имеют явное сходство (они давно пользуются особым расположением областных властей), то им обеспечен режим наибольшего благоприятствования в экономике. Так, по мнению наблюдателей, интересы СУАЛА учитываются при формировании энерготарифов области больше, чем интересы населения. ОПС же при фактической поддержке областной власти получает «лакомые» предприятия. Последним громким эпизодом силового передела собственности стал захват Нижнесалдинского металлургического завода, но более мелкие происходят регулярно, так сказать в «фоновом режиме», под влияние ОПС переходят все новые базы, рынки, транспортные предприятия.

СУАЛ пока не участвует в силовом переделе: всё, что ему требуется, он получает в форме цивилизованной, «беловортничковой». Изволил господин Вексельберг заинтересоваться титаном, и уже лихорадит ВСМПО, акции которого скупают, по информации ряда СМИ, в интересах СУАЛа, а областные власти уверяют, что с приходом на ВСМПО СУАЛа все будет «шоколадно». Как показывает практика, в конечном итоге вложения во власть оправдывают себя – практически все уральские предприятия были приобретены холдингом при содействии областной власти.

Совершенно логично предположить, что платой за дальнейшую поддержку станут иные предприятия, принадлежащие собственникам, не устраивающим ни Росселя, ни СУАЛ, ни ОПС.

О том, что грядущие переделы собственности будут действительно масштабными, говорит тот факт, что Эдуарду Росселю пришлось даже выдумывать для них оправдание. Пиар-кампанию возглавил премьер областного правительства Воробьев. Грозно сверкая очами, он призывал всех к «борьбе с неэффективными собственниками». Да и риторика Росселя накануне начала предвыборной кампании строилась на том же – [b]отобрать и поделить.
Жутко сказать, но по данным Росселя, почти 40% предприятий области «подлежат конфискации и последующей передаче» в добрые заботливы руки СУАЛа или ОПСа. По всей<
Информационное агентство «Политсовет» 2003-2021
Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ТУ66-01453 от 26.05.2015
Выдано Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Уральскому федеральному округу
Вернуться назад Распечатать