Дата: 17.09.2002

Кремль внедряет новую модель

Последние инициативы Александра Вешнякова, связанные с совмещением региональных и федеральных выборов некоторые наблюдатели соотносят с развитием тенденции ущемления возможностей местной элиты по манипуляции региональными выборами. Возможно, заявление Вешнякова готовит некий новый этап этого процесса, логически продолжающий майские поправки к избирательному законодательству.

Принятие в мае 2002 года Государственной думой новой редакции федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» стало важной вехой в дальнейшем складывании отношений Центра и регионов. Поправки в этот закон провели новую ограничительную линию вокруг региональных лидеров. Федеральная власть зачастую не в состоянии эффективно повлиять на действия губернаторов, в связи с чем стремится вывести из-под их контроля как можно большее количество властных институтов (тем самым, сокращая властную базу региональных политических режимов).

Основным изменением является введение обязательной смешанной (мажоритарно-пропорциональной) системы выборов при выборах местной законодательной власти. Эта поправка откроет широкую дверь федеральным партиям (прежде всего «Единой России») в региональные парламенты, распространив на уровень субъектов опыт смешанной системы, существующей с 1993 г. в федеральной политике. В результате влияние российских партий на ситуацию в регионах возрастет, а вместе с ним и возможности воздействия на нее со стороны Кремля (администрация президента уже более полутора лет эффективно контролирует партийное поле на федеральном уровне). Таким образом, региональные режимы будут более плотно интегрированы в единую российскую политическую систему, перестав быть автономными и самодостаточными.

Важным последствием введения обязательной пропорциональной системы в региональных выборах может стать рост авторитета и политической роли председателей законодательных собраний. Сегодня они, потеряв статус членов СФ, полностью ушли из федеральной политики и вынуждены, как правило, ассистировать губернаторам. После принятия поправок у них может появиться шанс из маломощных статистов превратиться в ключевых игроков региональной политической сцены, жестко включенных в общероссийский расклад через членство в одной из федеральных партий. Кремль предвидит рост влияния руководителей региональных парламентов, чем объясняется, в частности, создание на прошлой неделе Совета законодателей при президенте РФ.

Второй ключевой момент в предложениях центристов - введение обязательной двухтуровой системы голосования на губернаторских выборах. Эта новация является серьезным ударом по позициям многих региональных лидеров. Слабый, неэффективный и непопулярный губернатор при однотуровой системе в большинстве случаев выигрывает просто за счет своей заведомо высокой известности (достаточно вспомнить опыт Юрия Лодкина в Брянской области или Александра Волкова в Удмуртии), но при двух турах шансов у него практически нет.

Принятие этих инициатив – введение двухтуровой системы на губернаторских выборах и смешанных выборов в региональные парламенты - станет вторым, после законов 2000 года, этапом преобразования власти в регионах. Если удаление губернаторов из Совета Федерации и назначение полпредов как «надзирателей» за происходящим на местах поставило под угрозу всевластие губернаторов «у себя дома», то региональная экспансия общероссийских партий и установление общенациональных правил губернаторских выборов призваны ликвидировать саму возможность обособления не прозрачных для Центра «удельных княжеств». Таким образом, Кремль решает не только конъюнктурную проблему подавления возможных соперников – губернаторов, но и создает условия для реализации масштабного модернизационного проекта, озвученного Владимиром Путиным в его Послании Федеральному собранию на 2002 г.

Из прочих поправок основная масса посвящена «латанию дыр», которые заметны в существующем избирательном законодательстве.<
Информационное агентство «Политсовет» 2003-2021
Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ТУ66-01453 от 26.05.2015
Выдано Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Уральскому федеральному округу
Вернуться назад Распечатать