Дата: 13.03.2014

Выбирать нельзя назначать. Спасут ли депутаты выборы в Екатеринбурге?

Отмена выборов мэров и депутатов муниципальных дум в крупных городах становится реальностью: закон об этом уже внесен единороссами в Госдуму. Реформа МСУ неизбежно затронет и Екатеринбург: если преобразования пройдут в нынешнем виде, то город будет разделен на семь районов, в каждом из которых будет своя дума, свой глава и свой районный сити-менеджер. О прямых выборах мэра в этом случае можно будет забыть навсегда. Впрочем, спасти Екатеринбург при желании смогут депутаты областного Заксобрания — по сути, именно от них будет зависеть будущее города.

Выбирать нельзя назначать. Спасут ли депутаты выборы в Екатеринбурге?

Законопроект, внесенный в думу, отдает судьбу крупных городов на откуп региональной власти — именно Заксобрание должно решить, будет ли введено деление городов на самостоятельные районы. В Свердловской области как минимум три города могут попасть под действие реформы — это Екатеринбург, Нижний Тагил и Каменск-Уральский.

Понятно, что в нынешней политической системе сами региональные депутаты вряд ли будут инициаторами отмены выборов — но они легко могут пойти на это в случае, если такой закон внесет губернатор. «Политсовет» поговорил с депутатами всех фракций свердловского Заксобрания, чтобы узнать, готовы ли они по своей воле отменять выборы в Екатеринбурге и что будут делать, если об этом их попросит губернатор Евгений Куйвашев.

Владимир Никитин («Единая Россия»):

В данном случае моя личная позиция не при чем. Мы будем основываться на позиции депутатов городов и руководстве городов. Мы не будем навязывать им свою собственную волю, и если законодатель даст право субъекту федерации принимать решение, то в первую очередь, я думаю, надо учитывать интересы и предложения самих городов. Тем более я не исключаю, что в одном городе примут одно решение, в другом городе — противоположное. Это будет зависеть от местных условий. Если инициатива об отмене прямых выборов будет исходить от главы региона, мы тоже ее будем рассматривать так же, как и все остальные законодательные инициативы. И предложение губернатора будет рассматриваться с учетом мнения городов. Это уже сложившаяся практика.

Лев Ковпак («Единая Россия»):

Я, честно говоря, законопроект читал в общих чертах, там надо вникнуть в суть вопросов. Я всегда был сторонником прямых выборов. Такие сложные схемы (через депутатов), как у нас сегодня формируется муниципальная власть в Екатеринбурге, я, честно говоря, не поддерживаю. Пришел глава — пусть он за все отвечает. Я за выборы в Екатеринбурге так, как это предлагается сделать с 2018 года. Что касается позиции губернатора, то мы эту тему не обсуждали. Будет день — будет пища.

Нафик Фамиев (КПРФ):

Под видом реформы местного самоуправления получился очередной бред. Почему Заксобрание должно решать вопросы местного самоуправления? Это не должно быть уровнем Заксобрания. Местное самоуправление должно быть самостоятельным и самостоятельно определять свои формы. Заксобрание с такой инициативой не выходит. Госдума почему-то отбирает полномочия на самоопределение у местного самоуправления и отдает их Заксобранию, о чем оно и не просило. По поводу того, что будет, если губернатор решит отменить выборы. Знаете, в нашей стране хоть черта поддержат. Дело-то не в этом. Конечно, «Единая Россия» хоть что поддержит. Я не знаю, выйдет ли Куйвашев с такой инициативой. Ему срок еще дорабатывать. А будет ли к выходу законопроекта Куйвашев — непонятно.

Андрей Альшевских (КПРФ):

Я всегда выступал за прямые выборы. Отдавать полномочия Заксобранию определять выборы главы, предположим, в Екатеринбурге, я считаю, не совсем правильно. Потому что депутаты Заксобрания, представляющие интересы Шали, Тугулыма, Таборы, Ивделя, будут принимать решения за жителей Екатеринбурга. Это не совсем правильно. Если уж федеральные власти пошли по такому пути, тут нужно определять другой механизм. Единственное, с чем я согласен в этой реформе и готов обсуждать — это наделение глав районных администраций большими полномочиями. В настоящее время кроме как мести улицы, у них полномочий нет. Все назначения должны проходить без контроля и участия областных властей. Это должно оставаться в границах муниципальных образований.

Я не думаю, что губернатор Куйвашев решится на отмену глав городов. Во-первых, пока нет самого федерального закона и забегать вперед преждевременно. Я думаю, что закон, который сейчас внесен в Госдуму, будет очень сильно доработан. Я не исключаю, что будет изменена его концепция. Если закон будет принят в таком виде, в котором он сейчас, я не думаю, что Куйвашев воспользуется правом законодательной инициативы в Заксобрание, чтобы забрать полномочия местного самоуправления. Он должен понимать, что сторонников сохранения прямых выборов в Екатеринбурге очень много. И этот процент избирателей может быть потерян в преддверии выборов в Заксобрание Свердловской области, которые должны пройти в 2016 году. Изменения могут произойти только после этого времени, чтобы лишний раз не будоражить. Мы должны понимать, что выборы в Каменске-Уральском и Нижнем Тагиле также будут в 2016 году. Я бы здесь действия губернатора не оценивал, поскольку неизвестно, сохранит ли он свой пост после 2015 года.

Георгий Перский («Справедливая Россия»):

Подразумевается, что мы можем принять изменения в наш областной избирательный кодекс. Я всегда выступал за демократизацию, либерализацию всех избирательных процессов. За то, чтобы у нас всегда были выборы безбарьерные, без всяких фильтров. И за то, чтобы везде оставались прямые выборы. Вертикализация власти уже настолько проникла в головы тех людей в Москве, которые инициирует муниципальные реформы с тем, чтобы не потерять власть. Это сделает нашу политическую систему более костной и неповоротливой. В итоге это может привести к краху.

Наше Заксобрание, где большинство у партии «Единая Россия», поддержит любую инициативу Куйвашева. Я вам напомню, когда у нас по пособиям усыновителям губернатор Куйвашев внес законопроект, депутаты отвернулись от аналогичного законопроекта, который появился в Заксобрании раньше губернаторского. А там был вопрос не такой принципиальный. То же самое по закону о вице-губернаторе. Они за своим мнением бегают в Белый дом. Если Куйвашев выступит с инициативой об отмене выборов, они его поддержат, еще и будут огрызаться с трибуны, устроят дебаты.

Денис Сизов (ЛДПР):

Я не могу озвучивать свою позицию, я озвучиваю позицию партии. Партия ЛДПР давно высказывалась за укрупнение муниципалитетов. Эта реформа — один из шагов к укрупнению. Не очень правильным выглядит, что в каких-то муниципалитетах будут назначаться главы, а в каких-то избираться. Нужно закрывать думы в муниципалитетах и переводить их на район, чтобы у нас были районные думы. В общем поставить всех в равные условия. То есть если законопроекты предусматривают прямые выборы для городов с крупной численностью населения, то тогда надо на районные переносить это. То есть, к примеру, из Новоуральска делать район и ставить районного главу прямыми выборами. Но нельзя так, что «тут я назначу, тут я оставлю выборы». В Екатеринбурге я вообще не вижу смысла в главе. Ну есть глава администрации Екатеринбурга. Он занимается хозяйством, подписанием контрактов. Но ведь этим может заниматься какое-нибудь структурное подразделение при губернаторе или правительстве. Я не знаю, почему губернатор не хочет этого сделать. А мы не имеем права вмешиваться в дела исполнительной власти.

Для всех городов должно быть одно и то же. Если для крупных городов предусмотрено — либо назначение, либо выборы, тогда дайте возможность и другим муниципалитетам определиться самим. Пускай местные думы решат этот вопрос. Я сомневаюсь, что кто-то пойдет по пути назначения. Потому что депутатов будут корить за это, поскольку у людей отнимают возможность выбирать самим. Вот из Екатеринбурга в Новоуральск поставили ставленника, и что он там будет делать? Он там не жил, он проблемы города не знает. Эта система уже есть, просто через этот законопроект ее хотят легализовать. Это тогда чья-то хотелка.
Информационное агентство «Политсовет» 2003-2021
Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ТУ66-01453 от 26.05.2015
Выдано Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Уральскому федеральному округу
Вернуться назад Распечатать