Дата: 15.09.2002

Глазьев – чёрная PR-технология

Первый тур нынешней избирательной кампании в Красноярском крае оказался богат на «чёрные» PR-технологии. Многие обозреватели даже относили эти выборы к числу самых грязных за последние годы. Практически все основные кандидаты на пост главы администрации края так или иначе отметились на поприще политтехнологий, направленных против оппонентов. Но, по мнению аналитиков, самые масштабные «черные» PR-проекты были осуществлены именно победителями первого тура губернаторской гонки – председателем краевого законодательного собрания Александром Уссом и губернатором Таймыра Александром Хлопониным.


Обычно применение грязных технологий ставят в вину главному фавориту нынешней губернаторской гонки – Александру Уссу. Что ж, отчасти это правда – политтехнологам Усса в самом деле удалось запустить несколько достаточно результативных проектов, которые оказали значительное влияние на ход выборов. Во всяком случае, именно умелым пиаром многие специалисты объясняют остановку роста популярности Хлопонина (напомним, в первые месяцы предвыборной кампании его рейтинг стремительно поднялся с 2% до 25%, но потом остановился на достигнутой отметке), и оказавшийся для многих неожиданным провал Петра Пимашкова (который за две предшествовавшие выборам недели скатился со второго на четвёртое место, потеряв более трети своих избирателей).


Однако сейчас, в самый разгар второго тура выборов становится очевидным, что наиболее масштабную «чёрную» акцию удалось провести не Уссу, а его главному оппоненту – Александру Хлопонину. И имя этой акции – Сергей Глазьев.


Ещё в начале предвыборной гонки многие аналитики соглашались с тем, что Сергей Глазьев – подставная фигура, финансируемая хозяевами Александра Хлопонина – миллиардером Владимиром Потаниным и его компанией «Интеррос», которой принадлежит крупнейшее предприятие края – «Норильский Никель». Так же достаточно очевидной была и цель, которую преследовал предвыборный штаб Хлопонина, финансируя «чужого» кандидата.
Сергей Глазьев, известный своими левыми взглядами и близостью к коммунистам, должен был отобрать часть голосов Александра Усса, эксплуатируя образ защитника беднейших слоёв населения и борца с засильем олигархов. По большому счёту, вкладывая деньги в Глазьева, хозяева Хлопонина финансировали не предвыборную кампанию этого человека, а свою чёрную технологию «отъёма голосов протестного электората».

И, надо признать, вложенные средства оправдали себя. В общем итоге Глазьев оказался третьим, собрав 21% голосов. Мало кто сомневается, что в противном случае эти голоса отошли бы Уссу, так же выступавшему в роли выразителя народных интересов. Однако, во втором туре выборов перед «технологией по имени Глазьев» встала другая задача – как «передать» собранные в первом туре голоса Александру Хлопонину.


Прежде всего, Хлопонин олицетворяет собой всё то, против чего в первом туре выступал Глазьев. Хлопонин – представитель крупного капитала, «эксплуататор», «олигарх» и «буржуй». Кроме того, будучи официально обвинён в связях с «Интерроссом», Сергей Глазьев открещивался от «сговора с классово чуждым элементом» с таким жаром, что позволил себе ряд достаточно резких высказываний в адрес Хлопонина и руководства «Норникеля», после которых призыв голосовать за «классового врага» звучал бы достаточно фальшиво.


Однако Хлопонинские политтехнологи изобрели своеобразный «чёрный» ход для передачи голосов. До конца исполняя отведённую ему роль, Глазьев предложил отдать свои голоса (вернее, «лишь помочь избирателям сделать наиболее верный выбор») тому, кто подпишет с ним договор «О социальной ответственности перед жителями Красноярского края» и включит в свою избирательную программу ряд положений из программы самого Глазьева. Вполне естественно, что на это предложение тут же откликнулся Хлопонин, ставший после этого «законным наследником» глазьевских голосов.


Этот договор относительно легко дался обеим сторонам. Глазьев вообще не терял ни
Информационное агентство «Политсовет» 2003-2021
Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ТУ66-01453 от 26.05.2015
Выдано Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Уральскому федеральному округу
Вернуться назад Распечатать