Дата: 02.04.2012

Николай Коляда как «сакральная жертва»

Зимой этого года драматург и режиссер Николай Коляда неожиданно оказался важной политической фигурой Свердловской области. Сначала он вошел в предвыборный штаб Владимира Путина, чем вызвал вполне ожидаемое неодобрение, а потом вдруг дискуссия вокруг него приняла неожиданный оборот: «оппозицию» обвинили в травле, а сам драматург начал преподноситься как жертва.

Однако теперь, спустя два с лишним месяца, стало понятно, что тема «травли» возникла не случайно и жертву из Коляды делали вовсе не его критики, а сама власть. Благодаря опубликованной на прошлой неделе переписке мы можем шаг за шагом восстановить всю историю этой провокации.

Все началось 10 января, когда стал известен состав штаба поддержки Владимира Путина в Свердловской области — в него вошло немало общественных и культурных деятелей, включая Николая Коляду. Само собой, поступок драматурга вызвал неодобрительный отклик в блогосфере — как из-за самого факта поддержки Путина, так и из-за того, что еще совсем недавно он поддерживал другого кандидата — Михаила Прохорова. Сам Коляда смену своих симпатий внятно объяснить не смог, из-за чего появилось много самых разных трактовок его поступка. В целом, многих разочаровало, что драматург, раньше никогда активно не занимавшийся политикой, вдруг решил высказать симпатии к одному из кандидатов и войти в состав предвыборной структуры с не очень понятным функционалом.

Николай Коляда как «сакральная жертва»
Место Николая Коляды в штабе Путина нередко пустовало

Однако из обычной и, признаемся честно, не самой острой интернет-дискуссии всё вдруг переросло в истерику, причем спровоцировали ее именно из штаба Путина. В инструкции от 12 января ботам была дана команда в приоритетном порядке отрабатывать «тему Коляды». «Офисному хомячью, которое затравило Мастера, сейчас должно быть невыносимо стыдно за свое мерзотное поведение», «Взрослый разумный человек уважает других людей вне зависимости от их политических пристрастий. Оппозиционная истерика против Коляды — признак тупости, незрелости и просто откровенного быдлячества», «Екатеринбургское оппозиционное быдло затаптывает любые ростки культуры в городе. Если Коляду достанут эти визги — он просто уедет в столицу или за границу, его там давно с распростертыми объятьями ждут. А мы останемся без великого театра. И все только потому, что какие-то мудаки ненавидят Путина» — такие тезисы предлагались ботам для раздувания истерики вокруг Коляды. Очевидно, что целью в данном случае было не успокоение и примирение, а, наоборот, провоцирование дальнейшего скандала и оскорбление тех, кто не одобрил участия драматурга в политике.

Николай Коляда как «сакральная жертва»

Конфликт, тем не менее, упорно не разгорался и не выходил за рамки обычных интернет-споров. Но организаторам версии о «травле» внезапно «повезло»: уже на следующий день, 13 января, некие люди обклеили театр Коляды афишами с портретом Путина и словами «Трагедия и фарс в двух действиях. 4 марта 2012 года. Новая постановка о жулике и пламенной любви. Николай Коляда. Маскарад». Учитывая высокое качество афиш, найти их изготовителей, наверное, было бы не очень трудно, но этого так никто и не сделал. Зато сам драматург, известный своей эмоциональностью, предположил, что теперь его театр могут сжечь. «Теперь ждем, что театр подожгут», — написал он.

Николай Коляда как «сакральная жертва»
Те самые афиши. Фотография из «Живого журнала» Николая Коляды, снимок портала 66.ru

И вновь — афиши обсуждали не так бурно, как хотелось бы заказчикам. Поэтому через пять дней, 18 января, боты получают новые инструкции по поводу Коляды. Теперь им поручено продвигать версию о том, что театр хотели сжечь, а афишу изготовила оппозиция. «Драматург, актер и режиссер Николай Коляда вошел в предвыборный штаб Владимира Путина. За это оппозиция устроила ему лютую травлю. Его обещают расстрелять, театр Коляды — сжечь. Кроме того, недавно оппозиционеры обклеили театр Коляды мразотными плакатами с Путиным. Зафиксированы также попытки поджога», — говорится в соответствующем «темнике». Отметим, что версия поджога появилась словно бы ниоткуда — никто кроме самого Коляды и кураторов ботов о поджоге не говорил, однако здесь эта версия преподносится как абсолютно достоверная.

Николай Коляда как «сакральная жертва»

Опубликованные письма косвенно подтверждают, что все это могло быть хорошо спланированной провокацией. Выдуманная «травля» в Интернете, расклейка афиш, вброс версии о поджоге — даже вне зависимости от реальных исполнителей власть в любом случае сделала все, чтобы превратить Коляду в пострадавшего, или — в новой политологической терминологии — в «сакральную жертву». При этом не исключено, что неискушенный в политике драматург мог и сам верить, что против него ведет травлю некая «оппозиция».

Как и любой другой искусственно спровоцированный пиар-скандал, история эта закончилась так же внезапно, как и началась, — вместо одних инструкций боты получили другие, и про Коляду сразу же забыли. Остается лишь спросить: кому и зачем все это было нужно? Наиболее убедительной кажется версия о том, что весь скандал был устроен лишь для того, чтобы придать хоть какую-то значимость «общественному штабу Путина» — довольно странному органу, который в действительности ни за что не отвечал и на политику никак не влиял, но зато создавал видимость бурной деятельности чиновников администрации губернатора Мишарина. Не секрет, что некоторые журналисты специально ходили на заседания штаба, чтобы «посмотреть на Коляду». А сам Коляда на этих заседаниях, кажется, так ни разу толком и не выступил — видимо, ему, как жертве, слов не полагалось.
Информационное агентство «Политсовет» 2003-2021
Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ТУ66-01453 от 26.05.2015
Выдано Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Уральскому федеральному округу
Вернуться назад Распечатать