Дата: 21.03.2012

Верующие, атеисты и агностики объединились против РПЦ

Религиозно-юридический скандал вокруг группы Pussy Riot всколыхнул в российском обществе серьезную дискуссию о свободе совести и границах вмешательства церкви в гражданскую жизнь. К примеру, «инициативная группа верующих, атеистов и агностиков» обнародовала заявление, в котором обобщила претензии, высказывающиеся в отношении Русской православной церкви самыми разными общественными силами.

Полный текст заявления размещен на портале Credo.ru, ИА «Политсовет» публикует наиболее интересные его фрагменты.

«Народ России очень трудно разделить. Многие столетия на нашей земле мирно сосуществовали разные религиозные и культурные традиции. Считается, что в истории России, в отличие от Западной Европы, никогда не было войн на собственно религиозной почве. Таким образом, угроза поляризации нашего общества по мировоззренческому признаку, а если быть более точными — по признаку отношения к «господствующей конфессии» РПЦ МП, которая ощущается нами, — беспрецедентна для нашей истории. Как ни странно, но почти шутовской «панк-молебен» в храме Христа Спасителя 21 февраля с.г. стал хорошим индикатором процесса мировоззренческой поляризации. Представители РПЦ МП, оставив проповедь смирения и всепрощения, требуют предельно жестокого наказания всем, кто так или иначе причастен к этому «панк-молебну». А между тем, даже если считать это действо неким «надругательством над святыней», в дореволюционной России, где православие было государственной религией, за подобные действа максимальное наказание составляло лишь несколько месяцев ареста.

Мы вынуждены констатировать, что основная угроза единству российского общества сегодня исходит от зарегистрированного в качестве религиозной организации Московского патриархата (РПЦ МП). Безусловно, основная масса последователей этой религиозной организации никак не заинтересована в дестабилизации российского общества. Речь идет о высшей администрации РПЦ МП, которая некоторое время назад стала позиционировать себя в качестве «государственной церкви». Зачатки будущего общенационального конфликта усматриваются в нынешних «локальных» войнах РПЦ МП — с музейщиками, независимыми художниками, СМИ, работниками больниц, жителями московских «спальных районов», которым силою пытаются навязать «храмы шаговой доступности», прозванные в народе «одноразовыми», «расчищая» под них детские площадки и зоны отдыха. Общество, в том числе и «воцерковленная» его часть, уже достаточно хорошо понимает, что в руководстве РПЦ МП находятся такие же чиновники, как и, скажем, в ГУВД, которые так же хотят материальных благ. Но постепенно выяснилось, что это не совсем так, что РПЦ МП представляет большую опасность для только зарождающегося гражданского общества, чем то же ГУВД.

История с «панк-молебном» в ХХС, уже упоминавшаяся выше, внесла нравственное разделение в ряды верующих РПЦ МП. Часть из них «еще плотнее» консолидировалась вокруг руководства, а другая часть переживает «когнитивный диссонанс», считая недопустимым и нехристианским требование уголовного наказания для подозреваемых по этому делу. Эта история поставила перед всем российским обществом вопрос: откуда в нашей стране появилась такая масса агрессивных людей, которые не являются чиновниками и никогда ими не станут? Неужели это результат «второго крещения Руси»? Иисус Христос, которого РПЦ МП считает основателем и главой своей религиозной организации, учил судить о том или ином явлении по его плодам. А его последователь апостол Павел перечислял подлинные духовные плоды: любовь, кротость, воздержание, долготерпение… Эти ли ценности предлагает нашему обществу РПЦ МП, призывающая к войнам, нарушениям прав человека, оправданию любых беззаконий власти? Увы, теперь уже вполне очевидно, что она предлагает нечто противоположное, что она переродилась и представляет большую опасность для христианства в нашей стране, чем, например, атеисты. РПЦ МП удалось вырастить в своей ограде агрессивную толпу, которой ее «священноначалие» может манипулировать. Режим растил из РПЦ МП ритуально-идеологический отдел вегетарианской КПСС брежневского типа, а получил массовую организацию ненависти.

Тем не менее, российское общество пытается сопротивляться клерикализации государства и диктату РПЦ МП. Перформанс, устроенный в храме Христа Спасителя, заставил всю страну очнуться и заговорить об этих проблемах. Неслучайно Московская патриархия сосредоточила всю свою аппаратную мощь, связи и влияние для показательного уничтожения участников этой акции — чтобы другим неповадно было. Можно не сомневаться, что патриархия получит адекватный ответ гражданского общества, которое получило новый важный мотив для самозащиты от распоясавшихся клерикалов. Требование для своих идеологических оппонентов жестоких государственных репрессий — это прямое приглашение к террору против самих себя. Очевидно, РПЦ МП так и не извлекла никаких уроков из кровавой истории ХХ века.

Надежд на некое внутреннее исправление РПЦ МП больше нет. Как организация, она исключила себя из диалога с обществом и даже препятствует своим собственным рядовым верующим и клирикам налаживать такой диалог. Поэтому различные общественные силы, носители самых разных мировоззрений — от христианского до атеистического — должны договариваться только друг с другом и консолидированно требовать от государства исполнения статьи 14 Конституции РФ».
Информационное агентство «Политсовет» 2003-2021
Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ТУ66-01453 от 26.05.2015
Выдано Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Уральскому федеральному округу
Вернуться назад Распечатать