Дата: 04.12.2002

От конституции к оппозиции

Во вторник, наконец, завершился полугодовой конституционный марафон в Башкирии. Республиканский закон о внесении изменений и дополнений в текст Конституции Башкирии был принят сразу во втором и третьем чтении Законодательным собранием – Курултаем и подписан президентом Муртазой Рахимовым. Окончательной редакцией Конституции могут быть вполне довольны и Кремль, и Рахимов. Первый все–таки добился от башкирских властей исключения из Основного закона республики понятия «государственный суверенитет» и всего, с ним связанного, а второй не только сохранил, но и усилил свое главенствующее положение в Башкирии, став помимо президента и главой правительства.


Споры вокруг новой башкирской Конституции можно условно разделить на две категории: вокруг преамбулы Основного закона и некоторых других ключевых понятий, вроде «гражданства» и совмещения представительской и исполнительной функций депутатами Курултая, и вокруг типа правления в регионе – президентской либо парламентской республики. Вторая проблема в последнее время усилиями республиканских властей выводилась на уровень главной, хотя, по большому счету, она таковой не является. Весь сыр–бор по поводу изменений в Конституции начался как раз по причине несоответствия некоторых ключевых общих положений башкирского Основного закона федеральному законодательству.


Башкирия не один год сопротивлялась настойчивым требованиям из Кремля убрать из республиканской Конституции наиболее одиозные положения, апеллируя при этом к судам различной инстанции, вплоть до федерального Конституционного. Однако Кремль своего добился. Созванное весной этого года Муртазой Рахимовым Конституционное Совещание как раз и призвано было от имени «всего многонационального народа республики» убрать из Основного закона режущие глаз Москвы положения. Все выглядело так, как будто не Муртаза Рахимов капитулировал перед федеральным Центром, а народ Башкирии через своих представителей привел Конституцию в соответствие с требованиями сегодняшнего дня. Таким образом, авторитет главы республики в глазах населения, особенно его националистически ориентированной части, не пострадал.


В итоге в новой редакции Конституции Башкирии в отношении статуса республики не сохранено понятие «суверенитет». Защита суверенитета исключена из круга полномочий президента республики. На него возложены функции главы правительства, при этом должность премьер–министра сохранена. Кроме того, в новом варианте Основного закона нет понятия «гражданство Республики Башкортостан», которое сохранялось в двух прежних вариантах Конституции республики.


Суета же вокруг типа правления в Башкирии – парламентской или президентской республики, судя по всему, была не более чем маскировкой, призванной отвлечь внимание населения от чистки фундаментальных положений Конституции, таких как «суверенитет» и «гражданство» (их может быть и больше, однако сейчас об этом более определенно сказать нельзя, так как сам текст нового Основного закона, несмотря на заверения властей о «всенародном обсуждении», никто, кроме депутатов Курултая, не видел).


В принципе, для сохранения личной власти в республике Муртазой Рахимовым одинаково подходят оба варианта правления. После принятого летом этого года Конституционным судом РФ решения о возможности для губернаторов баллотироваться на третий срок при президентской форме правления в республике Муртаза Рахимов благополучно переизберется главой Башкирии в середине следующего года. И финансово–административный ресурс, и авторитет в обществе у него для этого имеются. Между политическими силами в Башкирии уже сейчас начинается драка за право выдвинуть Рахимова на пост президента.


При парламентской форме правления Рахимов мог, конечно, получить несколько больше – два гарантированных срока на посту всенародно избираемого премьера, полномочия которого ничуть не уступали бы нынешним президентским. Однако Муртаза Рахимов и сейчас уже в возрасте, так что два срока, возможно, ему были бы не под силу. Скорее всего, он за один с
Информационное агентство «Политсовет» 2003-2021
Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ТУ66-01453 от 26.05.2015
Выдано Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Уральскому федеральному округу
Вернуться назад Распечатать