Дата: 31.07.2002

Зачем Путину Чудо?

Арабские богословы считали, что только одно чудо недоступно Аллаху – творец всего сущего не может сделать бывшее не бывшим. Но то, что не доступно Аллаху, доступно Конституционному Суду Российской Федерации.
Так, 9 числа июля месяца ему одним постановлением удалось отправить в небытие 2 губернаторских срока президента Татарстана Шаймиева, президента Калмыкии Илюмждинова, губернатора Орловщины Строева, губернатора Санкт-Петербурга Владимира Яковлева и ещё многих не менее достойных политических деятелей регионального уровня. Этим постановлением была поставлена точка в вопросе о том, могут ли губернаторы избираться в третий раз. Теперь, к вящей радости всех, кто уже занимает это кресло, могут. Но только те, кто был избран до октября 1999 года.
Конечно, судебная власть в нашей стране абсолютно независима, и никто с этим не спорит, но, тем не менее, следует задаться закономерным вопросом – зачем это понадобилось Президенту?
В самом деле, подобное решение явно идёт в разрез с мерами по укреплению вертикали власти и уменьшению центробежных тенденций, которые Путин предпринимал в первые два года своего правления. Деление страны на федеральные округа, введение института полпредов, реформа Совета Федераций, из которого красиво и элегантно удалили глав регионов – таков был первый этап борьбы с местным сепаратизмом, закончившийся полной победой Москвы.
Когда борьба за укрепление вертикали дошла до регионов, с губернаторами вообще перестали церемониться. Начался период «ломания хребтов», когда Москва использовала все возможные рычаги влияния, чтобы свалить неугодных глав областей и республик. Первой жертвой стал курский губернатор Рудской, потом «с повышением» ушёл на рыбную ловлю Наздратенко. Так или иначе, были выкурены со своих постов глубоко окопавшиеся Аушев и Кондратенко.
Затем во власть один за другим пошли генералы-губернаторы «Путинского призыва». После неудачи в Курске и Челябинске, где генералов – ставленников Кремля на выборах всё-таки прокатили, в ход пошли все имеющиеся административные ресурсы, и вот уже в Воронеже, Ульяновске, Ингушетии, Московской области и Смоленске к власти приходят генералы армии и ФСБ.
Казалось бы – цель достигнута, ещё пара лет – и губернаторов вообще можно будет назначать прямыми президентскими указами. Последним оплотом федерализма ельцинской эпохи оставались «старые губернаторы», Лужков, Шаймиев, Илюмжинов, Строев, Россель и иже с ними, но у них подходил к концу второй срок правления, и, прими Конституционный суд иное решение, их можно было бы тихо проводить на пенсию.
Но Президент решил позволить «старым губернаторам» переизбираться ещё на один срок. Что это? Проявление слабости Президента? Вряд ли.
Во-первых, у Путина не тот характер, чтобы идти на поводу у губернаторов. Почувствовав опасность с их стороны, он, скорее всего, систематично и хладнокровно уничтожал бы их по одному до полной победы. Кроме того, Путин сейчас силён как никогда. Кремль уверенно контролирует все федеральные телеканалы, к его услугам послушные полпреды и присмиревшие олигархи, не считая прямого административного ресурса. Более чем достаточно для борьбы с любым неугодным губернатором.
Скорее, Президентом в данной ситуации движет трезвый политический расчёт. Силовая замена местных губернаторов ставленниками Кремля не принесла видимых результатов. Оказавшись в губернаторском кресле генералы-губернаторы путинского набора оказывались обычными людьми, а не отнюдь не суперменами. Коррупции при них не убавилось, производство не поднялось. Развалились налаженные связи местных властей с региональными политическими элитами и помышленно-финансовыми группами. В регионе происходят переделы собственности и сфер влияния, нарастает нестабильность, падает инвестиционная привлекательность, равно как и общая управляемость страной.
Видимо, в президентской администрации сочли, что экономически и политически неэффективно вкладывать огромные деньги, властные ресурсы и рушить устоявшуюся систему местной власти, если тех же результатов
Информационное агентство «Политсовет» 2003-2021
Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ТУ66-01453 от 26.05.2015
Выдано Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Уральскому федеральному округу
Вернуться назад Распечатать