Дата: 20.10.2005

Уроки Шанцева

В условиях коренной ломки всей структуры российской власти каждый новый назначенный президентом губернатор на некоторое время становится в центре общественного внимание. В каждой новой ситуации элиты пытаются увидеть мотивы и цели Кремля, понять механизм выбора кандидатуры.

С другой стороны, исходя из активности центральных СМИ, можно сделать интересные выводы: рассматривается ли данное назначение как проходное и рядовое, или же его стоит понимать как нечто большое.

С самого начала смена власти в Нижегородской области была приподнесена публике как событие важное и значимое. При откровенном игнорировании самого факта существования бывшего губернатора Ходырева, федеральные СМИ сначала активно обсудили «слух» о том, что президент предложит кандидатуру В. Шанцева. На эту тему были опрошены нижегородские и московские элиты. Потом, по законам жанра, слух подтвердился, и миру был явлен сам Валерий Павлинович, гуляющий по Нижнему Новгороду и фотографирующийся вместе с новобрачными. Назначение московского вице-мэра губернатором Нижегородской области изначально преподносится как знаковое и значимое событие.

Но оставим в стороне вопрос о ситуации в Москве. Для региональных элит гораздо интереснее стал даже не факт назначения Шанцева, а те программные заявления, с которыми он выступил сразу по вступлению в должность, и которые немедленно и максимально широко были протранслированы федеральными СМИ (напомним, кстати, что в последнее время федеральные СМИ вообще мало уделяли внимания заявлениям губернаторов).

Что же заявил Шанцев? Речь шла о реформе и сокращение регионального управленческого аппарата. Шанцев прямо дал понять, что считает недопустимым чрезмерное ветвление исполнительной власти на местах, и потому лично возглавит правительство области, полностью ликвидировав такой орган власти, как администрация губернатора.

Мотивы эмоционального заявления Шанцева понятны. Проработав много лет вместе с Юрием Лужковым, не чуравшегося все эти годы лично возглавлять правительство столицы, он, конечно же, был неприятно удивлен тем, что в не столь богатом и густонаселенном регионе, как Нижегородская область, вместо московского единоначалия и вертикальности, царит какая-то карикатурная витиеватость, никак не обусловленная современными требованиями.

Ведь что такое правительство Москвы? Учитывая гигантский экономический потенциал, огромное население и массу специфики, это один из самых компетентных и современных управленческих органов страны. Опять-таки, Юрий Лужков собственноручно занимался политикой, когда это было нужно, давая своим заместителям и сотрудникам возможность углубленно заниматься экономикой и проблемами коммунального хозяйства.

И вот, пройдя эту школу, хозяйственник и управленец Шанцев, окрыленный президентским доверием и, возможно, какими-то намеками о продолжении административной карьеры, прибывает в Нижегородскую область. И что он там видит?
На фоне нищего, по меркам Москвы, бюджета и довольно скромной, в рамках нескольких московских «спальников», населения – разветвленный управленческий аппарат, сформированный по лекалам золотого века ельцинского правления. Тут и губернатор, который стоит над всеми, и его администрация, которая, как водится, интригует, и правительство, которое управляет и опять-таки интригует.

Зачем все это? Если посмотреть правде в глаза, то совсем и незачем. Когда вся эта иерархия формировалась, в ней был особый смысл: губернатор в условиях выборов – это прежде всего политик, его задача – нравиться избирателям и договариваться с элитами, обеспечивая своей команде условия для экономической деятельности. Иными словами, губернатор царствует, а правительство занимается экономикой. Но вот губернаторов стали назначать, и все эти «политические финтифлюшки» сразу оказались неуместными.

Похоже, что унаследованное с ельцинских времен изобилие ответвлений исполнительной власти очень раздражает Кремль. В рамках проводимых реформ губернатором отведена роль управленцев, непосредственно и лично отв
Информационное агентство «Политсовет» 2003-2021
Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ТУ66-01453 от 26.05.2015
Выдано Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Уральскому федеральному округу
Вернуться назад Распечатать