08.02.2013, 14:48

Мобилизуй и властвуй

Начавшаяся предвыборная кампания в Екатеринбурге с каждой неделей наполняется всё большим количеством событий и информационных поводов, за которыми не всегда можно увидеть реальное содержание. Шумное информационное противостояние «города» и «области», невнятная кампания вице-мэра Александра Высокинского, отсутствие осмысленных действий со стороны других кандидатов — все это активно обсуждается в политическом пространстве, но пока не подвергается детальному анализу. Между тем внимательное изучение происходящих событий позволяет понять, каким образом намерена выстраивать свою кампанию екатеринбургская мэрия, и что сможет или не сможет сделать в ответ областная администрация. Исходя из этого, уже сейчас можно предсказать, что ставка на этих выборах будет сделана на мобилизационные методы работы.

Мобилизуй и властвуй

Если судить о кампании только по публикациям в СМИ и обсуждениям в соцсетях, то может показаться, что дела у администрации Екатеринбурга совсем плохи: в информационном пространстве она терпит неудачу за неудачей, проигрывая областным властям по всем статьям. Скандал с уборкой улиц, скандал с «Лексусами», скандал с краснознаменной группой — очевидно, что во всех этих случаях «город» проиграл, а «область» выиграла. Кажется, что среди тех, кто активно обсуждает эти темы, нет никого, кто хоть сколько-нибудь симпатизировал бы мэрии.

Однако влияние информационных побед и поражений не стоит переоценивать. Да, мэрия и её чиновники раз за разом выставляют себя не в лучшем свете, их не поддерживает средний класс, многие активные горожане давно устали от нынешнего «серого дома». Но все эти доводы в итоге могут оказаться бессильными, если администрации удастся придать кампании мобилизационный характер — то есть, привести на избирательные участки тех, кому все равно, кто выиграет выборы, но кем легко манипулировать.

Электорат

За всеми медиавойнами, конфликтами и скандалами уходит на второй или даже на третий план главный вопрос — каким будет электорат, кто в итоге решит исход выборов? Будут ли это те, кто смеется в «Твиттере» над Высокинским, будут ли это те, кто разбирается в тонкостях аппаратных интриг между мэрией или администрацией губернатора? Судя по тому, как протекает кампания, велика вероятность того, что результат будут определять совсем не они, а те избиратели, кто не читает «Интернетов» и, скорее всего, не знаком с фамилиями Куйвашева, Тунгусова и Багарякова. Во всяком случае, именно на них и будет делать ставку мэрия.

Задача «города» на самом деле не так сложна (и администрация уже не раз с успехом эту задачу решала). Для победы мэрии нужно сделать две вещи: во-первых, максимально снизить явку, а во-вторых, мобилизовать весь социально-дезориентированный и подконтрольный себе электорат. Снизить явку очень просто: для этого нужно сделать выборы грязными, шумными, невнятными и непривлекательными, отпугнуть от них думающих и критически мыслящих людей. Другими словами, нужно добиться того, чтобы на выборы не пошел продвинутый электорат, который и не доволен администрацией больше всего. Такая технология снижения явки уже была опробована в прошлом году в нескольких городах — достаточно вспомнить Омск, в котором на выборы мэра пришло только 17% избирателей.

Вторая задача, в отличие от первой, лежит не в информационной, а в административной плоскости: нужно любым способом привести на избирательные участки определенное количество человек, которые проголосуют за нужного кандидата. В условиях низкой явки можно добиться того, что именно этот электорат и определит исход выборов, причем это не потребует от администрации каких-то фантастических усилий. В среднем в одном округе Екатеринбурга зарегистрировано 60 тысяч избирателей. Если явка будет минимальной и составит 15%, то это значит, что всего на избирательные участки в округе придет 9 тысяч человек. Таким образом, для победы кандидату-одномандатнику нужно будет набрать всего 5 тысяч голосов.

Из кого будут складываться эти 5 тысяч? Во-первых, из бюджетников, чиновников, работников управляющих компаний и других структур, которые находятся в прямом или косвенном подчинении мэрии и администраций районов. Этот электорат — верная и надежная опора городской власти, и никакими информационными методами перевербовать его не получится. Руководители учреждений могут писать какие угодно отчеты в областные министерства, но голосовать все равно будут в соответствии с установками «города». Этот сектор электората ни «область», ни тем более другие политические силы не контролируют.

Вторая группа, на которую делает ставку мэрия — это наиболее обездоленные и уязвимые социальные слои: одинокие пенсионеры, инвалиды, неблагополучные семьи. Это те, кому все равно, за кого голосовать, и кого надо просто привести на участки. Списки таких людей, как правило, составляет районное управление соцзащиты, затем они передаются в избирательный штаб выдвинутого мэрией кандидата, и потом по ним проводится обход агитаторов. Пенсионерам дарят продуктовые наборы «от совета ветеранов» с непременной агитационной газетой в придачу, обещают дополнительные выплаты — и на избирательном участке те голосуют «как нужно».

Кандидаты

Если задача по привлечению в каждом округе примерно пяти тысяч лояльных человек будет выполнена, то большая часть проблем с выборами для мэрии решится. Пусть в каких-то округах явка будет выше, пусть где-то появится сильный кандидат от независимых партий или даже самовыдвиженец — всё это вряд ли пошатнет устои нынешней системы. Скорее всего, кандидаты от мэрии смогут победить в 14—15 округах из 18. Это произойдет хотя бы потому, что сами округа нарезались городской администрацией в своих интересах, и, вероятно, вся подготовительная работа была проведена уже тогда, осенью, во время нарезки.

Чтобы полностью контролировать думу, администрации надо иметь в своем активе 25 депутатов из 36-и. То есть, к 15 одномандатникам надо добавить 10 депутатов, прошедших по партийным спискам. Скорее всего, десяти мандатов не будет даже у «Единой России» — при том, что часть единороссов почти наверняка будет сторонниками областной команды. Учитывая, что с принятием новой избирательной системы влиять на распределение мандатов внутри списка стало практически невозможно, городской администрации было бы намного проще договориться с несколькими другими, формально оппозиционными партиями, и провести своих кандидатов через их первые тройки.

Здесь у мэрии также есть преимущество перед «областью». Администрация губернатора в работе с партиями лишена пространства для маневра. Фактически губернаторская команда вынуждена работать только с «Единой Россией» (как вариант — с ОНФ) и не может наладить полноценных отношений с другими партиями. А если и попытается установить такие связи, то, скорее всего, нарвется на окрик из Москвы. Мэрии в этом плане намного проще: жестких обязательств перед «Единой Россией» у неё нет, и она легко может работать практически с кем угодно.

Еще одним существенным недостатком «области» является отсутствие у неё своего пула кандидатов — причем речь идет не только о претендентах на пост мэра, но и кандидатах в депутаты. У возможных кандидатов, которым область может предложить выдвижение, попросту нет мотивации: стоимость кампании оценивается в миллионы рублей, однако даже победа вряд ли окупит эти вложения — сам по себе пост депутата гордумы малозначителен, и один депутат практически не может решить каких-то важных для себя вопросов. В то же время мотивацию кандидатов от «серого дома» понять легко — им как раз есть что терять, и большинство из них заинтересовано в сохранении статус-кво.

В этих условиях администрации губернатора, скорее всего, также придется прибегать к мобилизационному ресурсу — но мобилизовать придется не только избирателей, но и самих кандидатов. Весьма вероятно, что ближе к выборам появится целая группа кандидатов, связанных либо с областными бюджетными учреждениями, либо с близкими к ним бизнес-структурами. Впрочем, эффективность таких кандидатов вызывает серьезные сомнения.

Информационный шум

Попытка провести выборы по мобилизационному сценарию объясняет тот характер информационной кампании, которая так удивляет экспертов и просто интересующихся политикой горожан. При такой стратегии всем медийным скандалам отводится только одна роль — быть шумовой завесой, информационным прикрытием реальной подготовки к выборам.

Этот шум позволяет, во-первых, втянуть ту же губернаторскую администрацию в череду скандалов, заставить тратить время и силы на множество внешне эффектных, но малоэффективных действий, которые в итоге никак не скажутся на результате выборов.

Во-вторых, такая медиаактивность дезориентирует и потенциального избирателя, которого власть пытается отговорить от участия в выборах. Чем больше нелепых поступков совершают кандидаты, чем большими скандалами сопровождаются их кампании, тем меньше вдумчивых избирателей придут на участки — это хорошо видно на примере того же Омска, Химок, Красноярска. Бессодержательность и скандальность кампании, как правило, всегда говорит о том, что власть выбрала именно мобилизационный сценарий.

Избиратель может противостоять этому сценарию только одним способом: прийти на выборы. А вот кандидатам, которые хотят переломить эту ситуацию, нужно начинать действовать уже сейчас: ведь необходимо будет не только предложить электорату свою повестку, но и преодолеть весь тот информационный шум, который с нарастающей силой издает власть.

Похожие новости по теме
Александр Бурков: из спарринг-партнера в губернаторы? 07.04.2014, 14:44

Александр Бурков: из спарринг-партнера в губернаторы?

Вопрос о досрочных выборах губернатора Свердловской области до сих пор не снят. Судя по многочисленным «сливам», эта идея по-прежнему рассматривается и в администрации губернатора Евгения Куйвашева....

Всё так запутано 30.01.2013, 14:36

Всё так запутано

Предвыборные битвы в Екатеринбурге за семь месяцев до непосредственной даты голосования перешли в активную стадию. Пока мэрия навязчиво «раскручивает» своего кандидата на пост главы города Александра...

Выборы без доверия 15.10.2012, 13:50

Выборы без доверия

14 октября в Свердловской области прошли муниципальные выборы. 14 городов выбирали себе мэров, еще 4 — депутатов городских дум. Предварительные итоги уже подведены, и полученные цифры говорят об...

Бойкот — не выход 09.10.2012, 09:50

Бойкот — не выход

Начало отопительного сезона в Свердловской области выявило странную особенность: едва ли не больше всего проблем с подачей тепла было в тех городах, где 14 октября должны состояться муниципальные...

Выборы в Нижнем Тагиле: борьба с собственной тенью 08.08.2012, 14:46

Выборы в Нижнем Тагиле: борьба с собственной тенью

4 августа в Нижнем Тагиле официально началось выдвижение кандидатов в мэры города. В самом городе все спокойно, никакого ажиотажа среди уставших от политики жителей нет. Однако областная власть для...


Мастрид
Погода на неделю
Популярные новости
Новости по дням
Новости по месяцам